Сколько длится перинатальный период? Перинатальный период развития ребенка Перинатальный период включает.

Когда он начинается?

Развитие малыша подразделяется врачами на несколько периодов различной длины. Некоторые из них также дробятся на более мелкие части или пересекаются. Перинатальный период считается одним из наиболее важных, поскольку именно в это время происходит переломный момент в развитии - рождение. Долгое время было принято считать, что он длится с 28 недели беременности до 7 дня жизни новорожденного. В последние годы, когда стало возможным выхаживать малышей, рожденных с массой тела 500 граммов, перинатальный период сдвинулся - теперь он начинается в 22-23 недели. Он включает в себя также поздний фетальный, интранатальный, во время которого происходят роды, и неонатальный подпериоды. Этот важный этап развития внимательно наблюдается врачами, вскоре после его начала большинство женщин уходят в декретный отпуск. Начинается ожидание родов. Почему же перинатальный период развития так важен, ведь в это время малыш уже полностью сформирован и только растет? На самом деле это один из самых важных этапов, который нельзя пускать на самотек.

Перинатальный период - значение

С 22-23 недели продолжается интенсивный рост и набор веса у плода. Перинатальное развитие крайне важно для малыша, в это время он готовится к своему рождению. Визиты к акушеру-гинекологу учащаются, будущая мама каждую неделю сдает мочу на анализ, регулярно проходит кардиотокографию, а при необходимости - ультразвуковое исследование и допплерографию. К чему же такая суета, ведь роды не так уж скоро, остается только ждать. Но дело в том, что именно на перинатальный период приходится значительная доля младенческой смертности, причем трагедия может произойти как до родов, так и во время них, и после. Дело в том, что в это время может развиться гестоз, который опасен страданием малыша от недостатка кислорода, он будет хуже набирать вес и плохо расти, что может сказаться на его здоровье в процессе и после родов. Это состояние также опасно для матери, поэтому нужно следить за давлением, отеками и контролировать анализ мочи на

наличие белка. При быстром прогрессировании гестоз может даже привести к летальному исходу. Еще одна причина гибели малышей - внутриутробная инфекция. Ее можно диагностировать с помощью взятия проб вод или спектрофотометрии.

Во время и после родов

Печально известна тема родовых травм, которые иногда случаются даже в наше время, когда развитие медицины достигло высочайшего уровня. Для того чтобы снизить риск возникновения подобных проблем, всем будущим мамам необходимо знать, как проходит процесс родов, как нужно правильно себя вести,

когда и как правильно тужиться. Все это можно узнать, например, посещая специальные курсы для будущих родителей. Таким образом, можно снизить риск осложнений во время поздних сроков беременности и родов. Будущей маме в это время нужен покой, достаточное и правильное питание, а также отсутствие вредных факторов: курения, стрессов, приема алкоголя, наркотиков и лекарственных средств, кроме рекомендованных врачом. И если беременность и роды прошли благополучно, вероятно, и в дальнейшем непредвиденных проблем со здоровьем не будет.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч, peri вокруг, около + лат. natus рождение; син. окодородовой период ) - период, начинающийся от 28 недель беременности, включающий период родов и первые 7 суток жизни новорожденного.

Продолжительность П. п. различна и зависит от целого ряда факторов, определяющих наступление родов (см. Перенашивание беременности , Преждевременные роды). Напр., у ребенка, рожденного в 28 нед. беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. обмечается при перенашивании беременности.

П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В П. п. происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П. К. Анохина (1966) у плода к 28-й неделе происходит объединение в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания и др.) разрозненных локальных реакций (см. Плод).

Вероятность серьезных неврологических и соматических нарушений в П. п. значительно большая, чем в другие периоды жизни. В период от 28 до 40-й недели беременности происходит дальнейшая подготовка плода к родам и к постнатальной жизни. Функциональные системы плода к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения его жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиол, родов наблюдается выраженная активация гипофизарнонадпочечниковой системы матери и эндокринных желез плода, что проявляется в повышении концентрации суммарных кортикостероидов и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Библиография: Баграмян Э. Р. Эндокринные системы адаптации плода и новорожденного, Акуш, и гинек., № 9, с. 9, 1979; Клинические аспекты процессов адаптации у новорожденных, под ред. Е. Ч. Новиковой и Г. П. Поляковой, М., 1974; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бо-дяжиной, с. 9, 100, М., 1966; Perinatal medicine, ed. by E. Kerpel-Fronius a. о., Budapest, 1978.

И. П. Елизарова.

Перинатальный период (синоним околородовой период) - период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).

Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции (см. Плод ) объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно большая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода,

что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях,

когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г ) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.

Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни (см.

Пренатальный и перинатальный периоды развития

Пренатальный период

Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.

Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.

Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.

Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.

Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.

Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.

Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.

Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.

Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.

Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.

На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Развитие паттернов движений у плода

Источник : [Баттерворт, Харрис, 2000, с. 72].


Активное поведение плода способствует нормальному развитию суставов, органов чувств, предотвращает «прилипание» к стенке матки, позволяет занять более удобное положение в утробе матери [Баттерворт, Харрис, 2000]. Как видно из табл. 3.1, с 17-й по 24-ю неделю активность плода падает, что, по-видимому, обусловлено формированием в этот период тех высших центров головного мозга, которые координируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

К последнему, третьему триместру большинство систем плода функционируют достаточно надежно, что дает шанс на выживание вне материнского организма преждевременно рожденному ребенку. Возраст, начиная с которого ребенок способен выжить, называется возрастом жизнеспособности , он наступает в интервале между 22-й и 26-й неделями беременности [Берк, 2006]. Однако так рано родившийся ребенок выжить может только при условии интенсивной поддержки и особого ухода, и в дальнейшем он с большой долей вероятности столкнется с серьезными проблемами в физическом и психическом развитии.

На протяжении последних трех месяцев головной мозг продолжает быстро развиваться: увеличивается в размерах кора головного мозга, совершенствуется неврологическая организация, и плод проводит больше времени в бодрствующем состоянии. К 20-й неделе вариации сердечного ритма указывают на то, что плод все время спит, однако к 28-й неделе плод бодрствует уже примерно 11 % времени, а незадолго до рождения – 16 % [Там же]. При переходе на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются циклы сна и бодрствования. В 30 недель у плода регистрируются быстрые движения глаз, это та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями.

В третьем триместре также растет восприимчивость плода к внешней стимуляции. Примерно на 24-й неделе плод впервые ощущает боль. Поэтому после этого времени при любых пренатальных хирургических операциях должны применяться анестезирующие средства. К 25-й неделе плод реагирует на раздающиеся рядом звуки посредством телодвижений. На последних неделях беременности плод начинает различать тон и ритм голоса матери. В ходе одного исследования [Кайл, 2002] беременных женщин просили читать вслух рассказ доктора Сьюза «Кот в колпаке» дважды в день на протяжении последних полутора месяцев беременности. К моменту рождения каждый ребенок, будучи на стадии плода, слушал этот рассказ в общей сложности не менее 3 ч. Затем новорожденным позволяли сосать пустышку, соединенную с магнитофоном так, чтобы сосущий младенец мог включать или выключать проигрывание записи. Исследователи обнаружили, что новорожденные сосали пустышку, чтобы включить запись материнского чтения рассказа «Кот в колпаке», но не хотели слушать записи других рассказов, читаемых матерью. По-видимому, новорожденные узнавали ритмический строй рассказа, запомнившегося им до рождения.

Исследования, в ходе которых изучались реакции плода, показали, что паттерны активности плода позволяют предсказать темперамент младенца, проявляющийся между 3-м и 6-м месяцами жизни после рождения. Те плоды, которые чередовали спокойное и активное поведение, обычно становились спокойными младенцами с предсказуемыми ритмами сна – бодрствования. И наоборот, те плоды, которые были склонны к долговременным периодам активности, в младенчестве чаще становились детьми с трудным темпераментом, демонстрируя суетливость, отвержение нового опыта, нерегулярность циклов питания и засыпания, высокую активность [Берк, 2006].

В течение последнего месяца беременности у плода образуется подкожный жировой слой, помогающий осуществлять температурную регуляцию; из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. К концу 9-го месяца плод достигает веса, обычно превышающего 3 кг, и вырастает чуть более 50 см. По мере того как он заполняет матку, его движения постепенно становятся менее частыми, чему способствует также развитие головного мозга, которое позволяет организму затормаживать свои импульсы. Темп прибавления веса у плода снижается, в последние недели большинство плодов принимают положение вниз головой, клетки плаценты начинают дегенерировать – ребенок готов к рождению.

В табл. 3.2 представлены основные вехи пренатального развития.

В процессе пренатального развития обнаруживаются следующие общие тенденции [Крайг, 2000, с. 165–166]:

цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам»;

проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к периферии;

от общего к специфическому – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям;

дифференциация – в пренатальном биологическом развитии это процесс, в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными;

интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы.

Перинатальный период - околородовой перииод. Перинатальный период делится на дородовой период, непосредственно роды - интранатальный период и 7 дней после родов - постнатальный период.

Интра- и постнатальный периоды являются стабильной величиной. В антенаталь­ный период сначала включали продолжительность беременности до родов, начиная с 28 нед, которые считались пограничным сроком между родами и абортом. При этом остается критерием не только срок гестации, но и масса плода. В последующем было показано, что плод может выживать и при меньшем сроке гестации, и тогда антенатальный период в большинстве развитых стран начали исчислять с 22-23 нед. Период беременности до этого назвали пренатальным, т.е. предшествующим рожде­нию жизнеспособного плода.

Исследования, проводимые в пренатальном периоде с привлечени­ем генетических, биохимических и ультразвуковых методов, позволили выявлять врожденную и наследственную патологию плода в ранние сроки беременности и по показаниям прерывать ее. Не менее важен интранаталь­ный период. Объективный диагностический контроль состояния матери, родовой деятельности и состояния плода дал возможность глубже понять физиологию и патофизиологию родового акта с более точной оценкой аку­шерской ситуации и оптимизации способов родоразрешения.

Внедрение новых диагностических и терапевтических технологий спо­собствовало значительному прогрессу охраны здоровья плода и ново­рожденного. Разработаны и широко применяются в практике методы интенсивной терапии новорожденных, родившихся в асфиксии, с внут­ричерепной травмой, недоношенными или с экстремально малой массой. Благодаря научным и практическим достижениям в настоящее время во многих клиниках мира выживают 70% детей, родившихся в сроки от 22 до 28 нед гестации.

В рамках развития перинатологии начинает зарождаться новое направ­ление - плодовая хирургия.

Перинатальная смертность в России определяется числом погиб­ших плодов, начиная с 28 нед гестации, во время родов и новорожденных в первые 7 дней после рождения и рассчитывается на 1000 живорожденных.

Умерших в анте- и интранатальном периодах относят к мертворож­денным, число умерших в первые 7 дней после родов составляет раннюю неонатальную смертность.

Перинатальная смертность учитывается во всех странах мира. Этот показатель отражает здоровье нации, социальное положение народа, уро­вень медицинской помощи вообще и акушерской в частности.

В развитых странах мира перинатальная смертность ниже 1 промилле. При этом учитывают всех родившихся, начиная с 22 нед гестации. В России прерывание беременности до 28 нед относят к абортам. Дети, выжившие в эти сроки гестации и пережившие 168 ч, регистрируются в ЗАГСе как живорож­денные, а матери выдают листок нетрудоспособности по беременности и родам. При этом прерывание беременности до 28 нед в отчет лечебного учреждения о числе родов не входит.

В перинатальную смертность включаются все родившиеся после 28 нед и имеющие массу тела более 1000 г и длину более 35 см. При этом различают антенатальную, т.е. дородовую, смертность детей; интранатальную смертность и постнатальную смертность. Перинатальная смертность в России постоянно снижается, но она выше, чем в развитых странах: в 2000 г. - 13,18 промилле, в 2001 г. - 12,8 промилле, в 2002 г. - 12,1 промилле; в 2003 г. - 11,27 промилле; в 2004 г. -10,6промилле, в 2005 г. - 10,2промилле, 2006 г. - 9,7промилле.

Государственное значение имеет не только снижение перинатальной смертности, но и перинатальной заболеваемости, так как здоровье в пери­натальном периоде в большой мере определяет таковое на протяжении всей жизни человека.

Большое значение в снижении перинатальной заболеваемости имеет создание в России перинатальных центров, где концентрируются беременные высокого риска. При перинатальных центрах предусматри­вается создание отделений по оказанию помощи детям после выписки из родильного дома - 2-й этап выхаживания новорожденных. На 2-й этап переводятся дети, рожденные с малой и экстремально малой массой; родившиеся с явлениями кислородной недо­статочности; родовой травмой и другими заболеваниями. Создание пери­натальных центров предполагает использование новейших технологии, современной диагностической и лечебной аппаратуры. В этих центрах имеются все условия для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребенку.

Отпуск по беременности и родам