Пошаговая инструкция по валянию шапки. Валяние шапки из шерсти: мастер класс по банным изделиям Мк по валянию шапки из шерсти

Мода циклична, и вот новый виток уносит нас к 4-5 векам до нашей эры. Именно тогда создавались первые валяные изделия: ковры, шапки, обувь.

Особенности и преимущества технологии

Валяние – это техника по созданию из непряденной шерсти одежды, игрушек и предметов интерьера. То, что раньше было основой выживания и защитой от холода, теперь стало предметом искусства и неограниченным простором для творчества. Стоит сказать, что технологии между этим практически не изменились, разве что инструменты для валяния стали удобнее.

Сегодня, как и много лет назад, существует два вида валяния:

  • сухое – для создания объемного изделия, например, игрушек, бижутерий и украшений;
  • мокрое – для создания одежды, обуви, головных уборов, пледов, панно.

Каждый из видов основывается на свойстве волокон спутываться между собой, образуя плотное единое полотно. При сухом валянии комочки шерсти сцепляются благодаря многократному прокалыванию специальными иглами. Стоит сказать, что такой способ используется и для украшения уже готовых изделий, например, головных уборов, различными рисунками и орнаментами.

Путем мокрого валяния создаются изделия из войлока. Для этой техники необходима шерсть, мыло, специальный аппарат для валяния либо палка или скалка, как во времена наших бабушек.

Удивительно, но впервые технология валяния была рассказана в легенде о Ноевом Ковчеге. По преданиям того времени, во время дождя шерсть с овец падала, намокала и сбивалась копытами. Не правда ли напоминает мокрое валяние?

Итак, валяная шапка – это труд мастеров по мокрому валянию. Отметим ее преимущества:

  • валяную шапку можно положить в сумку, не боясь помять и испортить внешний вид. Любой залом с легкостью распрямится, если влажными ладошками похлопать по искривленному месту;
  • в войлочной шапке не бывает жарко, благодаря свободному ее прилеганию к голове;
  • легкая смена формы шапки. Надоели широкие поля? Отрежьте их. Добавьте козырек, цветы или любой другой аксессуар;
  • долговечность;
  • даже шапка, вышедшая из моды или из ваших предпочтений, может сохранить свои полезные свойства, если превратить ее в теплые стельки для обуви, украшения и многое другое.

Модные тенденции

Валяная шапка – это уникальное изделие ручной работы. Обладать им – большое и теплое счастье, а изготовить самому – умение, достойное похвалы. Мода влияет на валяные шапочки, и вот уже классические головные уборы приобретают молодежный стиль, становятся современными и очень модными.

Грузинская войлочная шапка

Грузинская или сванская шапка олицетворяет богатый колорит Грузии. В этой стране уверены, что такая шапка – это оберег, бесценный подарок и просто универсальная вещь.

Сванка имеет округлую форму и свободно сидит на голове, благодаря чему в ней не жарко и, как утверждают грузины, проходит головная боль и напряжение тяжелого дня.

Модные тенденции переняли классический фасон грузинской национальной шапки. Сегодня эта оригинальная модель дополняется войлочным козырьком, цветами, рожками и другими украшениями.

Шапка Роза

Из современных моделей ярко выделяется шапка с нежными драпировками в форме розы. Процесс ее изготовления включает в себя технику мокрого валяния. На последнем этапе макушку шапки перекручивают, создавая «лепестки розы». С изнаночной стороны лепестки надежно укрепляются стежками, поэтому модель не потеряет презентабельный вид долгое время.

Войлочная шапка Роза прекрасно сочетается с романтическим образом, станет изысканным дополнением к пальто и шубе.

Шапка Арбуз

А вот вариантом подарка для себя любимой или близких может стать оригинальная шапка Арбуз для бани. Она может быть выполнена в двух решениях:

  • половинка арбуза с коркой;
  • красный арбуз с семечками.

Первый вариант будет создан в технике мокрого валяния, второй же включает в себя комбинацию способов. Так, красная основа шапка создается в мокром валянии, а семечки позднее прикрепляются в сухой технике посредством специальной иглы.

В качестве подарка шапка Арбуз подойдет для мужчин и женщин, ведь смотрится ярко и очень креативно, а ручная работа и вовсе делает презент уникальным.

С рогами

Британская художница Барбара Кил стала автором стильных шапок с рожками. В технике мокрого валяния в ее руках создаются шапочки с овечьими, оленьими и другими рожками. Яркие фотографии ее семьи в шапках ручной работы взрывают Интернет и вызывают массу желающих повторить такие модели.

Что ж, воссоздать модель не сложно, ведь выполняется она как обычная войлочная шапка, а позднее к ней приваливаются рожки.

Модель войлочной шапки с рогами станет оригинальным вариантом для молодежного стиля кэжуал, покорит экстравагантных натур и просто создаст модный новогодний лук волшебных превращений.

С ушками

Еще одна модель шапки, выполняемая аналогично модели с рогами – это модель валяной шапки с ушками. Интересно и сексуально выглядят ушки соблазнительной кошечки на шапке фасона «сванка», дополненной скромным козырьком.

С чем носить

Валяная шапка изготавливается сегодня настолько искусно, что с легкостью подходит к любому виду верхней одежды. Например, роскошно выглядит войлочная шапка с отделкой из меха в сочетании с шубой или шерстяным пальто. Оригинальные модели с рогами, ушками подойдут и для молодежной куртки или пуховика.

Информациипо технике валяния, качеству войлока нынче просто завались, но подходы к процессу работы все сильнее различаются и у начинающего "волшебника" голова потихоньку идет кругом. Именно поэтому я написала марстер-класс по шапочке. Для меня это базовый предмет, благодаря которому можно постигнуть науку валяния. И, кстати, именно шапочку я выбрала в свое время, как испытательный полигон вместо валяния образцов.

Несмотря на простоту изготовления и заурядность изделия, этот мастер-класс ставит перед собой высокие цели и обозначает ответственные задачи:

  • Изучение технологии валяния бесшовного изделия (работа с шаблоном).
  • Создание полости в валяном изделии для возможности регулировки размера (работа с блокиратором).
  • Освоение диагональной раскладки шерсти с плавным переходом цветов.
  • Изучение принципов работы с декоративными волокнами.
  • Освоение техники валяния, позволяющей получить красивый и качественный войлок. Войлок, незамутненный излишним шерстяным наплывом на декор и прогрессирующим целлюлитом изделия.

Это была присказка, а теперь можно и к делу.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:

  • меринос 18 микрон нескольких цветов, сочетающихся между собой;
  • декоративные волокна любого состава, подходящие по цвету к шерсти;
  • неппсы (не обязательно).

На фото у нас только шерсть. Когда я вывалила на стол все подобранные волокна, получилась такая куча-мала, что разобраться в ней стало совершенно невозможно.

Инструменты:

  • подложка под ламинат 2-3 мм;
  • разрезанные мусорные пакеты или куски укрывной пленки;
  • пульверизатор;
  • жидкое мыло (самое обычное – без крема, смягчителей и глицерина);
  • сантехническая труба 5 см с изоляцией;
  • пленка «Ратионель» или любой подобный ребристый коврик;
  • рубель;
  • ВШМ (виброшлифовальная машина) – в последнее время чаще называется плоскошлифовальная;
  • линейка;
  • акварельный карандаш;
  • кусок парниковой пленки для блокиратора;
  • ножницы;
  • махровое полотенце (2 шт);
  • зеркало.

Без некоторых инструментов можно обойтись, что-то можно заменить. Эти нюансы я постараюсь описать в процессе работы.

Шаблон.

Первое, что нам необходимо сделать для создания бесшовного изделия – это изготовить шаблон. В нашем случае это будет прямоугольник с закругленным верхом. Ширина шаблона 48см., высота – 70см. Если не хотите много складок, высоту шапки можно уменьшить. При умеренно тонкой раскладке и качественной увалке этот шаблон будет универсальным и подойдет для валяния шапок от 54 до 60 размера. КУ в разных случаях составит от 1,6 до 2.

Для соблюдения равномерного угла наклона шерсти, можно начертить вспомогательные линии акварельным карандашом. При работе с белой шерстью я бы этого делать не стала, а для любой другой шерсти такой метод отлично подойдет.

Раскладка.

Застилаем стол непромокаемой пленкой, чтобы защитить от влаги. Сверху стелем подложку под ламинат, чтобы обеспечить удобную рабочую поверхность. Затем кладем разрезанный мусорный пакет, а на него подготовленный шаблон. Если края шаблона пытаются завернуться, поднимаются на плоскостью стола – переворачиваем на другую сторону, как бы кладем его навзничь.

В этой шапочке у нас будет два слоя, выложенных по диагонали.

Начинаем раскладку шерсти. Для удобства работы пасму делим вдоль на 4-6 частей и работаем с тонкой лентой. «Поставить руку» при раскладке шерсти вам поможет Мастер-класс Марии Штрик , - поистине бесценный материал! Когда-то сама по нему училась, а теперь с удовольствием всем рекомендую.

Начинаем раскладку с нижнего края шаблона. Выкладываем первый ряд, чередуя разные цвета шерсти. Затем раскладка идет снизу и от ближнего к вам угла. Каждая прядочка выступает вперед примерно на 3 см.

Продолжаем выкладывать шерсть, чередуя цветовые пятна. Чтобы переходы получались плавными и гармоничными, следует соблюдать 2 принципа:

Всегда накрывать плотный край пряди диффузным. Плотный край - это тот, который мы держим в руке, когда вытягиваем пасму. Диффузный край - это тот, который свободно свисает.
Раскладку вести «клином», а не рядами.

Примерно такой толщины должна быть прядь шерсти.

Для таких разноцветных проектов замечательно подходят остатки шерсти. Если какой-либо «хвостик» у вас немного "слежался", его надо немного расправить по ширине и тогда раскладывать шерсть будет значительно легче.

Итак, раскладываем шерсть с выступом за все края шаблона на 1,5-3 см.

Так выглядит первый слой. Толщина раскладки регулируется видимостью шаблона. И шаблон и вспомогательные линии должны хорошо просматриваться.

Прижимаем раскладку рукой к шаблону. Это необходимо, чтобы шерсть не поднималась, не цеплялась за руки, не улетала, а так же, чтобы видеть возможные проплешины. Прижимая раскладку движемся рукой по направлению лежащей шерсти (не "поглаживая", а переставляя руку с места на место).

Прижав рукой первый слой, начинаем раскладывать второй слой шерсти в перпендикулярном направлении. Раскладку так же ведем "от себя", а если шаблон лежит неудобно, его можно повернуть к себе любым краем, приподняв вместе с нижним пакетом.

Здесь фотография сделана сбоку, чтобы была видна разница слоев.

Закончив раскладку второго слоя, прижимаем шерсть рукой и только потом смачиваем мыльной водой из пульверизатора. Движения спокойные, на «курок» нажимаем плавно, капли воды должны падать под собственным весом на шерсть, тогда ничего никуда не улетит.

Достаточно ли воды можно проверить следующим способом. Нажимаем одним пальцем в самом сухом месте раскладки. Если под пальцем образовалась мокрая «ямка», значит воды уже достаточно. Если шерсть поднимается всей подушкой за пальцем, значит стоит смочить еще.

"Легким движением руки" накрываем раскладку пленкой (мусорным пакетом). Позволяем ему свободно опуститься на раскладку, и затем начинаем прижимать пакет к шерсти прессующими движениями ладоней. Ни в коем случае никаких разглаживаний! Руки движутся только сверху вниз – надавливаем в одном месте, переходим на другое. Очень удобно прижимать раскладку небольшим полотенцем.

Когда пакет хорошо прижат и остаются совсем незначительные пузыри, разглаживаем всю раскладку полотенцем теперь уже хаотичными движениями в разные стороны. Без нажима. Наша задача – не притереть раскладку, а только лишь равномерно ее промочить и прижать к шаблону.

Переворачиваем весь «бутерброд» на другую сторону. Разделяем пакеты – нижний (под шаблоном) остается на столе, а верхний вместе с выступающей шерстью загибается за край шаблона.

После этого аккуратно вытягиваем верхний пакет от краев к центру и наши «припуски» плавно и красиво ложатся на шаблон. Нижний припуск загибать не надо!

Раскладываем шерсть с другой стороны точно так же - в два слоя по диагонали. Начинаем с тех цветов, которые загнули за край шаблона.
все получится

Если припуски первой стороны оказались большими (3-4см) и плотными, то за края шаблона можно не выступать. Или выступать незначительно и только в тех местах, где на ребре оказалось мало шерсти.

При такой раскладке я беру небольшие хвостики и держу в руке сразу несколько цветов, отщипывая от нужного в данный момент времени. Длинные хвосты зажимаю "под мышкой".

Разложили один слой, прижали сухой рукой. Разложили второй слой перпендикулярно первому и снова прижали шерсть к шаблону.

Смачиваем раскладку водой, хорошенько прижимаем пакетом и затем аккуратно снимаем этот пакет (ничего не переворачиваем).

Настало время блокиратора.

Из плотной парниковой пленки вырезаем полосу, шириной 5 см. и длиной примерно 103 см. Кладем ее и прижимаем к раскладке, отступая 4,5-5 см от края шаблона. Оставляем концы примерно равной длины, они сойдутся на другой стороне шапки.

Аккуратно разделяем нижние концы шерсти и загибаем всю раскладку одной стороны на блокиратор. Не доходим до боковых краев 7-10 см.

Накрываем раскладку пленкой и переворачиваем на другую сторону.

Загибаем на шаблон края раскладки и ленты блокиратора. Блокиратор - с небольшим натяжением. Нахлест 7-10см не даст ленте уползти в стороны.

Так же сначала загибаем центр раскладки, прижимаем шерсть плотно к блокиратору. Затем приподнимаем один край шаблона и загибаем шерсть сбоку с обеих сторон. Делаем то же самое с другой стороны.

Подтягиваем шерсть, расправляя складочки.

Смотрим на край шаблона под разными углами. Если где-то блестит блокиратор, кладем тонкую прядку шерсти. Так же создаем плавный переход шерсти, добавляя совсем чуть-чуть волокон.

Сбрызгиваем водой и прижимаем пакетом раскладку.

Можно переходить к декору.

Самыми первым кладем неппсы, чтобы потом их можно было хорошенько прикрыть различными волокнами.

Если у вас припасены разные по составу волокна, то начинать лучше с грубых – льна, крапивы, бамбука, конопли. Однако, ими не стоит прикрывать неппсы, для этой цели лучше взять шелк или вискозу.

Дополняем картину мягким волокном - вискозой, разными видами шелка, нитями сари.

Прядки декоративных волокон можно вытягивать, как шерсть, а можно отделять от пасмы небольшие тонкие пряди и расправлять их по ширине, создавая ажурную паутинку.

Дополняем картину золотыми волокнами вискозы.

Последними кладем самые яркие (темные и светлые) волокна, создавая акценты. Придирчиво рассматриваем картину, и если все нравится, сбрызгиваем водой и накрываем пленкой.

Переворачиваем раскладку на другую сторону и декорируем немного по-другому, как масть ляжет. Я всегда создаю декор с двух сторон шапки, чтобы потом выбрать лучший вариант.

Сбрызгиваем водой, накрываем пленкой, прижимаем полотенцем.

Работа ВШМ

Аккуратно снимаем пленку и начинаем работать ВШМ.

Я ставлю машинку прямо на раскладку. Подошва ВШМ закрыта подложкой под ламинат. Воды должно быть минимальное количество, чтобы из-под машинки не летели брызги. Мыла должно быть ровно столько, чтобы на месте от подошвы оставалась белая кремовая пенка. Если пенки нет, стоит добавить мыла. Если пены много, надо промокнуть раскладку тряпочкой или полотенцем.

Переставляем ВШМ с места на место (не «елозим»), работаем примерно по 4 секунды. Чтобы шерсть не поднималась за машинкой, сначала приподнимаем одно ребро, а затем уже всю подошву.

Таким образом обрабатываем всю поверхность, стараемся не доходить до ребра шаблона 5-7 мм. Дольше всего работаем по неппсам, они плохо приваливаются.

Когда плоскость шапки хорошо притёрта, беремся за сгибы. Держа машинку практически на весу, обрабатываем их поглаживающими движениями от края к центру.

Когда шерсть и волокна плотно сцепились, а при попытке что-то оторвать поднимается все полотно, можно прекращать работу машинкой и снимать изделие с шаблона.

* Если вы не имеете ВШМ или не работаете ей по каким-либо причинам, у вас есть два пути. Первый вариант можно найти в огромном количестве мастер-классов по валянию: накрываете раскладку москитной сеткой и притираете руками. Второй способ поищите в блоге у Регины Журавлевой, там вообще притирать не надо.

Хорошенько промакиваем шапку полотенцем, чтобы минимизировать количество воды. Затем беремся за открытый край шаблона и «вытряхиваем» его из шапки. Шапка при этом выворачивается наизнанку.

Аккуратно возвращаем шапку «на лицо» и проходим машинкой по внутреннему краю - там, где у нас лежит блокиратор.

Расправляем и разглаживаем «швы» изделия - это можно делать как машинкой, так и руками.

Катание в рулоне

Переходим к «силовым упражнениям».

Кладем на стол икеевский коврик с ребристо-пупырчатой поверхностью. Расправляем нашу шапочку и накручиваем ее на трубу. Закреплять ничем не нужно, мыльная шапка прилипает к трубе и никуда не сползает.

Катаем с нажимом, переставляя руки в разные места. Периодически «подкручиваем» рулон к себе. Для начала достаточно 30-50 прокатываний за раз. Расправляем шапочку и повторяем «катание» в других направлениях.

Закручиваем шапочку:

Снизу вверх;

Сверху вниз;

Снизу вверх, разложив ребром по центру;

Сверху вниз, разложив ребром по центру.

"Боком" шапочку я не катаю.

Если вы являетесь счастливым обладателем рубеля, то можно делать все то же самое, но с использованием этой «волшебной палочки». Его ребристость способствует быстрой и качественной увалке, а сил прикладывается значительно меньше. К тому же не страдают от мыла руки.

Так как давление рубеля сильнее и более точечное, из-под него сразу (и далеко-о-о) полетят мыльные брызги. Чтобы этого избежать, кладем под рулон полотенце и прокатываем 2-3 раза по нему. Лишняя влага уходит, и можно спокойно работать.

Подсохшая шапочка начинает отслаиваться от трубы и ее стоит закрепить одной-двумя канцелярскими резинками. В процессе валяния резиночки надо иногда переставлять, чтобы они не впечатывались в шерсть.

После каждого цикла прокатываний обязательно расправляем швы. Я пробовала разные методы и остановилась на самом «ленивом».

Беремся за войлок с двух сторон от «залома» и тянем по диагонали. Сначала в одну сторону, а затем в другую. Вот и все, залом исчезает, а если не исчез - повторяем еще раз. Главное - всегда понимать, на какой стадии валяния с каким усилием можно тянуть...

Если вы валяли шапку рубелем, то она стала почти сухая и ее можно намочить в теплой воде, заодно «освежив мыло». Мыло имеет особенность вырабатываться, и поэтому в процессе валяния можно периодически полоскать шапку и намыливать заново.

Со свежим мылом процесс валяния ускоряется. Полоскание и намыливание - единственная процедура, при которой я собираю шапочку комом и немного «жамкаю». Делаю это без фанатизма и только для того, чтобы распределить мыло. После, обязательно расправляю шапку и катаю дальше на трубе, чтобы вернуть ей гладкий вид.

Катаем до той поры, пока войлок не станет СОВСЕМ СТАБИЛЬНЫМ. Проверка на стабильность элементарно проста - зажимаем полотно между большим и указательным пальцами и сдвигаем их (как будто солим суп или показываем жестом, что нам нужны деньги). Если при этом внутри полотна шерсть не двигается, значит все хорошо сцепилось. Можно работать дальше не только предыдущим способом катания, но и другими, более «жесткими». А так же в этот момент войлок уже можно разрезать.

Видите, как изменилась форма шапки? Это все из-за блокиратора. Он, зараза, не дает садиться шерсти по краю, и пора уже его заставить "работать на себя".

Вы помните, на какой стороне шапки у нас «встречались» хвостики блокиратора? Вот и я забыла, но смогла угадать. Хорошо бы этот момент себе отметить, так как резать нужно именно в этом месте.

Делаем маленький надрез по центру шапки у самого верхнего края блокиратора.

Аккуратно достаем хвостики полиэтилена.

Завязываем их узелком, стягивая край шапки. Не бойтесь «морщинок», собирайте край равномерно по всей шапке и довольно сильно.

Как я уже писала чуть выше, войлок достаточно стабилен для того, чтобы сменить способ валяния на более жесткий. Переходим к катанию в полотенце без трубы.

Складываем шапку пополам...

Закручиваем в тугой рулончик...

Кладем рулончик на полотенце и заворачиваем уже вместе с полотенцем. Следите, чтобы и шапка и полотенце были закручены в одну сторону, иначе рулон сразу раскрутится.

Ну а теперь катаем, как обычный рулон, только в пять раз меньше (меньше раз, а нажим так же приличный).

Такой способ дает очень быстрый результат и буквально после десяти прокатываний шапка сильно сжимается.

Расправляем ее по всем фронтам. Тянем с усилием в длину...

Просовываем внутрь руки и растягиваем в ширину.

Край еще широковат, но уже значительно сократился в размерах.

Снова стягиваем край и повторяем процедуру валяния в полотенце и последующего растягивания. Валяем во всех направлениях, как в длину, так и в ширину.

Если шапка уже почти готова, а край все не хочет вставать на место, закручиваем только его и катаем буквально одной рукой.

В очередной раз расправляем шапочку и измеряем сантиметровой лентой. После высыхания шапка немного уменьшится, поэтому лучше, если в мокром виде она будет на размер больше желаемого.

Если вы делаете шапочку на продажу, можете выбрать самый большой из линейки размеров и вставить резинку в отверстие, которое мы сделали с помощью блокиратора.

Полощем шапку в прохладной воде, отжимаем комом, расправляем.

Заворачиваем в махровое полотенце и отжимаем в полотенце.

Расправляем и растягиваем шапочку и приступаем к самому интересному - моделированию!

Подкрашиваем глазки, протираем зеркало и, счастливо улыбаясь, натягиваем на голову мокрую шапочку. В первую очередь выбираем, с какой стороны у нас будет лицо.

Смотрим в зеркало и подбираем нужную форму. Помню, как-то меня попросили сделать шапку «клёпушком», выглядело это примерно вот так.

А вот вариант с милыми складочками вокруг головы.

Можно просто «заломить» колпак назад.

Или соорудить себе «корону».

А можно подогнуть края внутрь и получить очень компактную двойную шапку.

Я остановилась на своем классическом варианте - на затылке заложена встречная складка. Вот так она стала смотреться, когда высохла.

После того как вы устанете красоваться перед зеркалом и выберете, наконец, идеальный вариант, шапку надо очень аккуратно снять и повесить сушиться на болванку. Этот мастер-класс мы снимали в гостях, поэтому шапка сушилась просто стоя на столе, а другая, более тонкая (которая не стояла сама), - на хрустальной вазе.

А больше всего я люблю сушить шапки на болванке, сделанной из квадратной 5-литровой пластиковой бутыли. Мне очень нравится, когда спереди шапка не прилегает плотно к лицу, а немного отходит, как если бы на мне были надеты очки.

Надеюсь, вы помните про блокиратор? Для фотосессии я его, конечно же, вынула, но если делаю шапку на большой размер, то оставляю его внутри до высыхания. Во время примерки его можно затянуть, чтобы зафиксировать шапку на голове, а перед сушкой аккуратно расправить и растянуть край шапки до нужного размера.

Как вдевать резинку в трусы думаю, показывать не надо.

Я делала эту шапочку на свой размер и поэтому оставила ее без резинки, шапка и так плотно сидит. В данном случае, мне просто не пришлось делать лишней работы по подшивке внутрь края. За счет блокиратора край вышел ровным, плотным, двойным - всё, как я люблю.

Вот такая получилась шапка-трансформер - намочили и создаёте новый вариант.

Можно сделать, например, серую шапку, и с разных сторон добавить разного цвета шерсти по центру. Тогда, при «перелицовывании» вы получите совсем другую вещь.

Высота разноцветной шапочки в готовом виде - 32 см. Это позволило создать так много образов.

Для примера, высота серой и коричневой шапок всего 25 см. Здесь получились маленькие аккуратные складки.

Давайте сваляем вот такую шапочку. Это не очень сложно, но и не совсем просто.

Нам понадобится следующее: шерсть мериносная 20 мкм 50 грамм, шелковые волокна для украшения 15 грамм, пленка пупырчатая, мыльный раствор, полотенце, скалка, теплая вода. Желательна болванка, но можно обойтись собственной головой:)



Итак, начинаем с построения шаблона. Делаем его из плотного полиэтилена. Снимаем 2 мерки: обхват головы и расстояние от затылка до бровей. Я хочу свалять шапку 58 размера. Обхват соответственно 58, высота от затылка до бровей 40. Мерки делим пополам и рисуем шапку шириной 29 и высотой 40. Прибавляем снизу 10 см на отворот.

Теперь умножаю полуобхват головы на коэффициэнт усадки 1,3.

29*1,3=37, 7 округляем до 38.

38-29=9 это прибавка на усадку.

Делим ее пополам и прибавляемсо всех сторон по 4, 5 см.

Для верхнего объема добавляю на макушке 10 см.

Вырезаю шаблон, не отрезая пленку снизу. Она будет блокировать поля шапки от взаимного сваливания.

Кладем шаблон на пупырку и начинаем раскладку одной стороны. Выкладывать шерсть будем в 3 слоя. Паервый вертикальный. Выкладываем тонкие пряди тупыми, более плотными концами к краю шаблона. Наша цель - выложить ровный слой шерсти, не выходя за границы шаблона. Только на макушке выход 2 см. Пряди наполовину перекрывают по длинне предыдущий ряд.

Теперь второй горизонтальный слой. Тупые концы выходят за шаблон на 2 см. По нижнему краю кладем ровненький бардюрчик. Затем закладываем ровно всю поверхность.

Третий слой будет диагональный. Пряди лежат под углом 45 градусов к вертикали шапки и перпендикулярно друг к другу.

Поливаем раскладку насыщенным раствором мыла. Я взяла жидкое мыло для рук "Алиса", клубничное:)

Накрываем пупыркой и тщательно прижимаем руками.

Теперь ловким движением переворачиваем этот....Простите, лирическое отступление:) Слово "сэндвич" не люблю, "бутерброд" подразумевает наличие хлеба и масла. А у нас получился "шерстоплёнк". Вот! :)

Натягиваем припуски на шаблон, прилепляем шерстку, не оставляя полостей на сгибе.

Начинаем раскладку второй стороны шапки. Помним: 3 слоя. Вертикаль, горизонталь, диагональ.

На втором горизонтальном слое не выходим за шаблон. На диагональном тонкие концы немного выходят.

Теперь по краям шаблона выложим тоненькие прядочки тонкими концами наружу. Они помогут нам корректно закрыть швы.

Поливаем, накрываем, прижимаем, переворачиваем.

Загибаем припуски на шаблон. Подворачиваем шерстинки по нижнему срезу.

И начинается самое интересное - декор! Я взяла для декора крашеные шелковые кудри и роллы. Но можно положить шелковую тряпочку, разные волокна или даже картину шерстью нарисовать. Простор для фантазии! Пока выглядит чудовищно, но как показала практика, результат будет весьма не плох:)

Накрываем, прижимаем, переворачиваем. Декорируем вторую сторону. Подгибаем на ней шерсть на срезе.

И вот теперь начинаем валять. Можно накрыть все пленкой и пройтись ВШМ. Но в данном случае я решила обойтись без неё. Никакого героизма в этом нет. Машина не заменяет руки, только несколько ускоряет процесс притирки. Накручиваю "шерстоплёнк" на спортивную палку. Можно использовать скалку. Фиксирую рулон полотенцем и катаю раз 50, нажимая на рулон. Если просто перекатывать эту конструкцию по столу, толку особого не будет.

Раскручиваю рулон, поворачиваю шапку на 45 градусов. Опять катаю в рулоне. Потом еще на 45 и еще. Прокатали в четырех направлениях.

Поднимаем пленку, надеваем виниловые перчатки и начинаем нежно гладить шапку. Если декор отходит, еще крутим в рулоне. Цель - декор должен хорошо приваляться к шерстке.

Закручиваем шапку в полотенце и крутим рулон раз по 30 в 4 направлениях. Усадка идет интенсивнее.

Затем разравниваем швы.

Шерсть сцепилась и мы имеем большой колпак. Теперь его надо увалять до желаемого 58 размера. Теперь я понимаю смысл угрозы "щас я тебе наваляю!". Это значит приложить к объекту разнообразные физические усилия. Приступим!

Подогреваем шапку в горячей воде (не в кипятке). Вымешиваем как тесто, трем об пупырку, периодическо разравниваем и напоминаем объекту форму шапки.

Крутим в рулоне в полотенце, меняя положение шапки. Та часть, что внутри рулона садится сильнее. Меняем положение швов, чтобы не было выраженных ребер. Таким образом доводим шапку до нужного размера и качества войлока. Он должен стать упругим и однородным.

Выполаскиваем, совмещая полоскание с легким термошоком. Теплая вода, холодная. И так несколько раз. Последняя вода - холодная. Отжимаем и раскатываем скалкой на сухом полотенце, выравнивая поверхность войлока.

Теперь одеваем на болванку или на голову. Делаем отворот и формируем макушку. Складочки надо плотно обжать пальцами или даже прошить наметочным швом. Высыхая, войлок запомнит приданную ему форму.

И вот шапка готова! Завтра она высохнет и можно носить.



Пару часов назад у меня была кучка шерсти, а теперь есть шапка! Это ли не чудо?!;)

Давайте сваляем вот такую шапочку. Это не очень сложно, но и не совсем просто.

Нам понадобится следующее: шерсть мериносная 20 мкм 50 грамм, шелковые волокна для украшения 15 грамм, пленка пупырчатая, мыльный раствор, полотенце, скалка, теплая вода. Желательна болванка, но можно обойтись собственной головой:)



Итак, начинаем с построения шаблона. Делаем его из плотного полиэтилена. Снимаем 2 мерки: обхват головы и расстояние от затылка до бровей. Я хочу свалять шапку 58 размера. Обхват соответственно 58, высота от затылка до бровей 40. Мерки делим пополам и рисуем шапку шириной 29 и высотой 40. Прибавляем снизу 10 см на отворот.

Теперь умножаю полуобхват головы на коэффициэнт усадки 1,3.

29*1,3=37, 7 округляем до 38.

38-29=9 это прибавка на усадку.

Делим ее пополам и прибавляемсо всех сторон по 4, 5 см.

Для верхнего объема добавляю на макушке 10 см.

Вырезаю шаблон, не отрезая пленку снизу. Она будет блокировать поля шапки от взаимного сваливания.

Кладем шаблон на пупырку и начинаем раскладку одной стороны. Выкладывать шерсть будем в 3 слоя. Паервый вертикальный. Выкладываем тонкие пряди тупыми, более плотными концами к краю шаблона. Наша цель - выложить ровный слой шерсти, не выходя за границы шаблона. Только на макушке выход 2 см. Пряди наполовину перекрывают по длинне предыдущий ряд.

Теперь второй горизонтальный слой. Тупые концы выходят за шаблон на 2 см. По нижнему краю кладем ровненький бардюрчик. Затем закладываем ровно всю поверхность.

Третий слой будет диагональный. Пряди лежат под углом 45 градусов к вертикали шапки и перпендикулярно друг к другу.

Поливаем раскладку насыщенным раствором мыла. Я взяла жидкое мыло для рук "Алиса", клубничное:)

Накрываем пупыркой и тщательно прижимаем руками.

Теперь ловким движением переворачиваем этот....Простите, лирическое отступление:) Слово "сэндвич" не люблю, "бутерброд" подразумевает наличие хлеба и масла. А у нас получился "шерстоплёнк". Вот! :)

Натягиваем припуски на шаблон, прилепляем шерстку, не оставляя полостей на сгибе.

Начинаем раскладку второй стороны шапки. Помним: 3 слоя. Вертикаль, горизонталь, диагональ.

На втором горизонтальном слое не выходим за шаблон. На диагональном тонкие концы немного выходят.

Теперь по краям шаблона выложим тоненькие прядочки тонкими концами наружу. Они помогут нам корректно закрыть швы.

Поливаем, накрываем, прижимаем, переворачиваем.

Загибаем припуски на шаблон. Подворачиваем шерстинки по нижнему срезу.

И начинается самое интересное - декор! Я взяла для декора крашеные шелковые кудри и роллы. Но можно положить шелковую тряпочку, разные волокна или даже картину шерстью нарисовать. Простор для фантазии! Пока выглядит чудовищно, но как показала практика, результат будет весьма не плох:)

Накрываем, прижимаем, переворачиваем. Декорируем вторую сторону. Подгибаем на ней шерсть на срезе.

И вот теперь начинаем валять. Можно накрыть все пленкой и пройтись ВШМ. Но в данном случае я решила обойтись без неё. Никакого героизма в этом нет. Машина не заменяет руки, только несколько ускоряет процесс притирки. Накручиваю "шерстоплёнк" на спортивную палку. Можно использовать скалку. Фиксирую рулон полотенцем и катаю раз 50, нажимая на рулон. Если просто перекатывать эту конструкцию по столу, толку особого не будет.

Раскручиваю рулон, поворачиваю шапку на 45 градусов. Опять катаю в рулоне. Потом еще на 45 и еще. Прокатали в четырех направлениях.

Поднимаем пленку, надеваем виниловые перчатки и начинаем нежно гладить шапку. Если декор отходит, еще крутим в рулоне. Цель - декор должен хорошо приваляться к шерстке.

Закручиваем шапку в полотенце и крутим рулон раз по 30 в 4 направлениях. Усадка идет интенсивнее.

Затем разравниваем швы.

Шерсть сцепилась и мы имеем большой колпак. Теперь его надо увалять до желаемого 58 размера. Теперь я понимаю смысл угрозы "щас я тебе наваляю!". Это значит приложить к объекту разнообразные физические усилия. Приступим!

Подогреваем шапку в горячей воде (не в кипятке). Вымешиваем как тесто, трем об пупырку, периодическо разравниваем и напоминаем объекту форму шапки.

Крутим в рулоне в полотенце, меняя положение шапки. Та часть, что внутри рулона садится сильнее. Меняем положение швов, чтобы не было выраженных ребер. Таким образом доводим шапку до нужного размера и качества войлока. Он должен стать упругим и однородным.

Выполаскиваем, совмещая полоскание с легким термошоком. Теплая вода, холодная. И так несколько раз. Последняя вода - холодная. Отжимаем и раскатываем скалкой на сухом полотенце, выравнивая поверхность войлока.

Теперь одеваем на болванку или на голову. Делаем отворот и формируем макушку. Складочки надо плотно обжать пальцами или даже прошить наметочным швом. Высыхая, войлок запомнит приданную ему форму.

И вот шапка готова! Завтра она высохнет и можно носить.



Пару часов назад у меня была кучка шерсти, а теперь есть шапка! Это ли не чудо?!;)

Валяние – старое ремесло, которое широко использовали в создании предметов гардероба. В старину ни одна ярмарка не проходила без продаж или покупок валяных вещей. Существуют две техники валяние: сухое и мокрое. Для предметов гардероба используют мокрое, для объемные изделий – сухое. Мокрое валяние шапки представляет собой уплотнения материала, образуя единое волокно.

Выкройка не несет сложностей. С этим смогут справиться и новички, но будет гораздо лучше, если перед этим посмотреть специальное обучающее видео.

Рассмотрим, как сделать шаблон поэтапно:

  1. Для начала необходимо сделать расчет. Для этого нам понадобится размер головы. Замеряем обхват головы и длину от макушки до шеи. Делим полученные величины пополам и выделяем процент на усадку материала.
  2. Определяем точку пересечения и от нее отводим полученную сумму. Получаем 4 точки (половины от целого).
  3. Эти точки соединяем пунктиром, додерживаясь колокольной формы.
  4. Добавляем процент усадки. Хватить 30%. Процент отсчитываем от исходных данных.
  5. Соединяем линиями получившуюся выкройку. При определении процента обратите внимание на вид шерсти. Ее толщина прямо влияет на усадку материала. Чем плотнее материала, тем меньше он осядет.

Такая выкройка – помощь для начинающих.

Пошаговое валяние шапки для бани: мастер класс от профессионалов

Для любителей бани оригинальная шапочка станет отличным атрибутом в жаркой сауне. Мокрое валяние отлично подходит для предметов гардероба. Рассмотрим мастер класс по изготовлению банной шапки.

Для работы необходимо:

  1. Материал для выкройки;
  2. Шерсть;
  3. Полиэтилен;
  4. Капроновая ткань;
  5. Теплая мыльная жидкость;
  6. Машинка для шлифовки, если есть в наличии;
  7. Перчатки для работы.

Делаем на бумаге выкройку. Шапка будет в форме колокола. Ориентируемся на 56 размер. Исходя из этого, ширина равна 44 см, а высота – 28 плюс 6 см для создания полукруга. Сделаем еще одну выкройку на полиэтилене.

Полиэтилен ложем под бумагу и начинаем выкладывать шерсть. Выберем основной оттенок, и начнем работу с макушку. Тонкими прядями получится примерно 6 рядов.

Следующим шагом станет мокрое придавливание выкройки. Наверх шара войлока ложем капроновую ткань и увлажняем мыльным раствором. Удобно будет воспользоваться пульверизатором.

Начинаем протирать будущую шапку двигаясь от центральной части к боковым. Когда шерсть ляжет равномерно, можно начинать совершать круговые движения, приподнимая капроновую ткань. Эти манипуляции необходимо совершать до того момента, пока войлок прекратит тянуться.

Накладываем на изделие пленочную выкройку. Необходимо хорошенько придавить шаблон. Все выступающие ворсинки аккуратно заправить за пленку.

Дальше необходимо положить второй шар. Теперь начиная снизу и двигаясь к верху. Дальше нужно провести такие же манипуляции, как и при первом слое. Накрыть капроновой тканью, увлажнить и немного разгладить. Потом заготовку шляпы необходимо перевернуть. Выступающие ворсинки аккуратно заправить за пленку.

Теперь необходимо сделать перекрестный слой шерсти. По бокам ворсинки могут смело выступать, тогда как на макушке и параллельно ей должна образоваться прямая линия.

Толщина слоя шерсти должна быть одинаковой в обоих шарах.

На другой стороне процесс аналогичный. Затем повторяем перекрестный слой на обеих сторонах. Итого по 4 слоя в сумме на каждой стороне.

Необходимо спрессовать шерсть. Для этого можно использовать специальную машину или работать вручную. Края обрабатывать не нужно.

Следите за влажностью изделия. В случае повышенной влажности уберите лишнюю воду полотенцем.

Дальше нужно свернуть шапку на палку и покатать на бамбуковом мате. Процедура займет 5 минут, после чего изделия распрямляется и меняется сторона валяния. Этому надо выделить 20 минут. Во время операции разравнивайте заломы. После этого шапку необходимо вывернуть и повторить процедуру. Изделие напоминает колпак.

К хорошо свалянной шерсти пора добавлять мыльный раствор. Работать лучше в перчатках. Нужно хорошенько помять изделие.

Во время валяния распрямляйте поделку с обеих сторон.

Когда изделие начинает уменьшаться, необходимо опустить шапку в горячую воду и немного помять. Дальше опускаем изделие в холодную воду. Такой контраст повторить еще раз. Это важная мера, чтобы шапка привыкла к изменениям температуры в бане. По окончанию необходимо промыть изделие в теплой воде и просушить полотенцем.

Еще влажную шапку необходимо надеть на заготовку и придать нужной формы.

При желании можно создать шерстяной декор. Также можно сделать подкладку на шелке.

Интересная идея – валяние шапки с ушками

Технику валяния можно применить при создании шапки ушанки. Также можно создать детские варианты изделия с ушками кошки.

Рассмотрим интересный вариант шапок с ушками. Для работы нам понадобится:

  1. Шерсть – основной материал;
  2. Материал для выкройки;
  3. Мыльная вода;
  4. Полиэтилен;
  5. Машинка для шлифовки (при наличии).

Обычная выкройка подразумевает круг по форме головы. Для шапочек с ушами необходимо выкроить эллипс. Берем данные замера окружности головы, но круг вытягиваем. Правильность расчета можно легко проверить при помощи нитки. Вымерев ею обхват головы и сравнить с нарисованным эллипсом.

Важнейшая часть выкройки – рисование ушей. Их рисуем в круге, учитывая, что ухо отклоняется от центра, если посмотреть на рисунок профиля головы.

По окончанию интенсивного валяния устраиваем изделию контрастную ванную, после чего промываем шапку и позволяем ей высохнуть на заготовке. Малахай готов к использованию.

Валяние мужской шапки для повседневной носки

Шерстяные шапки отлично держат тепло и регулируют влажность. Для мужа-рыбака такой подарок станет настоящим спасением на зимней рыбалке.

В соответствующем магазине необходимо купить шерсть нужного цвета и плотности.

Набор инструментов остается прежним. Нам понадобится:

  1. Шерсть;
  2. Полиэтилен;
  3. Мыльная жидкость;
  4. Машинка для валяния (при наличии);
  5. Бумага для выкройки;
  6. Капроновая ткань.

Последовательность работы и техника сохраняется. Измеряем обхват головы и делаем выкройку. Дальше укладываем войлок в несколько шаров и хорошенько мнем, сбрызгивая мыльным раствором.

Повторив манипуляции с обеих сторон, начинаем валяние. Процесс займет около часа. После этого промываем изделие и оставляем сохнуть на заготовке.

В Грузии шерстяные шапки считаются традиционным головным убором для мужчин. Этот предмет гардероба можно встретить у каждого грузина.

Правильное валяние шапки из шерсти: мастер класс (видео)

Шапочки из натуральной шерсти обладают оригинальным внешним видом и полезными свойствами вязаных изделий. Шапку можно носить повседневно или брать с собой в баню. А шапка, сделанная своими руками, станет приятным подарком родным и близким. Можно сделать дизайн на свой вкус, сама работа несложная, а интересное изделие понравится каждому.