Когда в этом году будет Пасха? Как определяют дату Пасхи? В каком году была пасха в апреле Самая ранняя Пасха.

В церковных православных календарях приводятся даты юлианского календаря (старый стиль), в то время как католическая пасха считается по современному календарю (новый стиль), и сопоставление дат требует определенных умственных усилий (разница между двумя календарными системами в 1900-2099 годах составляет 13 дней).
Даты везде по тексту указаны в современном летоисчислении.

Источниками данных являются собственные расчеты с использованием алгоритмов Гаусса и Д.Кнута. Могу особо порекомендовать книги И.А.Климишина "Календарь и хронология", А.П.Пронштейна и В.Я.Кияшко "Хронология".

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю.

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

* обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);
* обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);
* установленный день праздника - воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответстввии с 7-ым апостольскими правилом:
Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина, правилом Первого Вселенского Собора 325 г. в городе Никее:
Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду... И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев...
и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел - в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания:

# первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия;
# второе - не праздновать вместе с иудеями в один день;
# третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
# и четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье).

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит:

Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема - отлучить от Церкви и собрания верных.

В настоящее время отношение к празднованию Пасхи по григорианскому календарю не столь категорично, однако большинство поместных православных церквей продолжают рассчитывать дату празднования Пасхи по юлианскому календарю, хотя все остальные, не связанные с датой Пасхи, праздники (например, Рождество Христово) многие Церкви отмечают по григорианскому календарю. В то же время Финляндская православная церковь вычисляет и дату Пасхи по новому (григорианскому) стилю.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАТ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ПАСХИ (1918-2049)
Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха

Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха

Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
1918 05 мая 31 мар
1962 29 апр 22 апр
2006 23 апр 16 апр
1919 20 апр
1963 14 апр
2007 08 апр
1920 11 апр 04 апр
1964 03 мая 29 мар
2008 27 апр 23 мар
1921 01 мая 27 мар
1965 25 апр 18 апр
2009 19 апр 12 апр
1922 16 апр
1966 10 апр
2010 04 апр
1923 08 апр 01 апр
1967 30 апр 26 мар
2011 24 апр
1924 27 апр 20 апр
1968 21 апр 14 апр
2012 15 апр 08 апр
1925 19 апр 12 апр
1969 13 апр 06 апр
2013 05 мая 31 мар
1926 02 мая 04 апр
1970 26 апр 29 мар
2014 20 апр
1927 24 апр 17 апр
1971 18 апр 11 апр
2015 12 апр 05 апр
1928 15 апр 08 апр
1972 09 апр 02 апр
2016 01 мая 27 мар
1929 05 мая 31 мар
1973 29 апр 22 апр
2017 16 апр
1930 20 апр
1974 14 апр
2018 08 апр 01 апр
1931 12 апр 05 апр
1975 04 мая 30 мар
2019 28 апр 21 апр
1932 01 мая 27 мар
1976 25 апр 18 апр
2020 19 апр 12 апр
1933 16 апр
1977 10 апр
2021 02 мая 04 апр
1934 08 апр 01 апр
1978 30 апр 26 мар
2022 24 апр 17 апр
1935 28 апр 21 апр
1979 22 апр 15 апр
2023 16 апр 09 апр
1936 12 апр
1980 06 апр
2024 05 мая 31 мар
1937 02 мая 28 мар
1981 26 апр 19 апр
2025 20 апр
1938 24 апр 17 апр
1982 18 апр 11 апр
2026 12 апр 05 апр
1939 09 апр
1983 08 мая 03 апр
2027 02 мая 28 мар
1940 28 апр 24 мар
1984 22 апр
2028 16 апр
1941 20 апр 13 апр
1985 14 апр 07 апр
2029 08 апр 01 апр
1942 05 апр
1986 04 мая 30 мар
2030 28 апр 21 апр
1943 25 апр
1987 19 апр
2031 13 апр
1944 16 апр 09 апр
1988 10 апр 03 апр
2032 02 мая 28 мар
1945 06 мая 01 апр
1989 30 апр 26 мар
2033 24 апр 17 апр
1946 21 апр
1990 15 апр
2034 09 апр
1947 13 апр 06 апр
1991 07 апр 31 мар
2035 29 апр 25 мар
1948 02 мая 28 мар
1992 26 апр 19 апр
2036 20 апр 13 апр
1949 24 апр 17 апр
1993 18 апр 11 апр
2037 05 апр
1950 09 апр
1994 01 мая 03 апр
2038 25 апр
1951 29 апр 25 мар
1995 23 апр 16 апр
2039 17 апр 10 апр
1952 20 апр 13 апр
1996 14 апр 07 апр
2040 06 мая 01 апр
1953 05 апр
1997 27 апр 30 мар
2041 21 апр
1954 25 апр 18 апр
1998 19 апр 12 апр
2042 13 апр 06 апр
1955 17 апр 10 апр
1999 11 апр 04 апр
2043 03 мая 29 мар
1956 06 мая 01 апр
2000 30 апр 23 апр
2044 24 апр 17 апр
1957 21 апр
2001 15 апр
2045 09 апр
1958 13 апр 06 апр
2002 05 мая 31 мар
2046 29 апр 25 мар
1959 03 мая 29 мар
2003 27 апр 20 апр
2047 21 апр 14 апр
1960 17 апр
2004 11 апр
2048 05 апр
1961 09 апр 02 апр
2005 01 мая 27 мар
2049 25 апр 18 апр

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:

где - остаток от деления нацело m на n.

* Если значение Полнолуние (Y) * Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:

* Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - за неделю до Пасхи;
* Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи;
* Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи;
* День Святого Духа - следующий день после Троицы.

В Православной церкви день Пасхи в ХХ-ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.

Каждая буква равняется следующему значению:

# а - остатку от деления числа года на 19;
# б - остатку от деления числа года на 4;
# в - остатку от деления числа года на 7;
# г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
# д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи:

# Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
# Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а её день будет равен 22 + г + д.
# Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д − 9.

При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи (по новому стилю):

Годы Дата
2005 - 1 мая
2006 - 23 апреля
2007 - 8 апреля
2008 - 17 апреля
2009 - 19 апреля
2010 - 4 апреля
2011 - 24 апреля
2012 - 15 апреля
2013 - 5 мая
2014 - 20 апреля
2015 - 12 апреля
2016 - 1 мая
2017 - 16 апреля
2018 - 8 апреля
2019 - 28 апреля
2020 - 19 апреля

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января - Рождество Христово.
  • 19 января - Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля - Сретение Господне.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа - Преображение Господне.
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори

Православная Пасха всегда празднуется в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Эта дата привязана к движению Земли вокруг Солнца и изменениям Луны. Такой подход к определению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора, происходившего в 325 году.

Стоит при этом уточнить, что сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев и связан с обстоятельствами самой первой Пасхи — Воскресения Христа, которое, как известно из Евангелия, произошло на следующий день после еврейской Пасхи (Песах). Евреи праздновали Песах в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается точно по такому же принципу, что и дата православной, а также католической Пасхи.

Особенности солнечного и лунного календарей

Уже тысячи лет человечество использует два типа календарей:

  • Солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год, а именно период годичного обращения Земли вокруг Солнца (365,2 дней).
  • Лунные календари построены на основе законченного периода чередования лунных фаз (по этим календарям месяц составляет 29,5 суток, год — 354-355 суток).

Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние принято называть блуждающими, потому что месяцы в них не согласованы с временами года. К примеру, в нашем солнечном календаре месяц январь всегда бывает зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть как зимой, так и летом.

Солнечные календари были более присущи оседлым народам, жизнь которых зависела от времени года; а лунные календари - кочевым народам. Синтез этих двух вышеназванных календарных систем — месячно-солнечный календарь в наше время используется только в государстве Израиль.

Как же была решена проблема сопоставления этих систем времяисчисления? Самое удачное решение предложил грек Метон, который в 432 году до н.э. В основу он положил 19-летний цикл, названный впоследствии по его имени «метоновым» . Он доказал, что если к 239 месяцам (19 лунных лет) прибавить семь лунных месяцев, то этот период будет точно соответствовать 19 солнечным годам.

Ныне этот «метоновый» 19-летний цикл используется для вычисления даты Пасхи. Чтобы узнать дату Пасхи, календарь полнолуний накладывается на наш привычный солнечный календарь.

Просто смотрим, когда будет первое полнолуние после весеннего равноденствия (21 марта), и в первое воскресенье после этого полнолуния — Пасха.

Кстати, византийский ученый Матфей Власарь, живший в XIV веке, благодаря метонову циклу высчитал дни Пасхи на два тысячелетия вперед!

Почему православная, католическая Пасха и еврейский Песах чаще всего празднуются в разные дни?

Причина заключается в использовании разных календарей: юлианского (так называемый старый стиль, принят у православных) и григорианского (новый стиль, принят у католиков).

Дата празднования Пасхи по годам

Ежегодно Пасха отмечается в разные даты. Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования — не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи , можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа — следующий день после Троицы.

Можно вычислить очередную дату Пасхи по специальным таблицам самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми таблицами Пасхальных дат .

Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
1918 05 мая 31 мар 1962 29 апр 22 апр 2006 23 апр 16 апр
1919 20 апр 1963 14 апр 2007 08 апр
1920 11 апр 04 апр 1964 03 мая 29 мар 2008 27 апр 23 мар
1921 01 мая 27 мар 1965 25 апр 18 апр 2009 19 апр 12 апр
1922 16 апр 1966 10 апр 2010 04 апр
1923 08 апр 01 апр 1967 30 апр 26 мар 2011 24 апр
1924 27 апр 20 апр 1968 21 апр 14 апр 2012 15 апр 08 апр
1925 19 апр 12 апр 1969 13 апр 06 апр 2013 05 мая 31 мар
1926 02 мая 04 апр 1970 26 апр 29 мар 2014 20 апр
1927 24 апр 17 апр 1971 18 апр 11 апр 2015 12 апр 05 апр
1928 15 апр 08 апр 1972 09 апр 02 апр 2016 01 мая 27 мар
1929 05 мая 31 мар 1973 29 апр 22 апр 2017 16 апр
1930 20 апр 1974 14 апр 2018 08 апр 01 апр
1931 12 апр 05 апр 1975 04 мая 30 мар 2019 28 апр 21 апр
1932 01 мая 27 мар 1976 25 апр 18 апр 2020 19 апр 12 апр
1933 16 апр 1977 10 апр 2021 02 мая 04 апр
1934 08 апр 01 апр 1978 30 апр 26 мар 2022 24 апр 17 апр
1935 28 апр 21 апр 1979 22 апр 15 апр 2023 16 апр 09 апр
1936 12 апр 1980 06 апр 2024 05 мая 31 мар
1937 02 мая 28 мар 1981 26 апр 19 апр 2025 20 апр
1938 24 апр 17 апр 1982 18 апр 11 апр 2026 12 апр 05 апр
1939 09 апр 1983 08 мая 03 апр 2027 02 мая 28 мар
1940 28 апр 24 мар 1984 22 апр 2028 16 апр
1941 20 апр 13 апр 1985 14 апр 07 апр 2029 08 апр 01 апр
1942 05 апр 1986 04 мая 30 мар 2030 28 апр 21 апр
1943 25 апр 1987 19 апр 2031 13 апр
1944 16 апр 09 апр 1988 10 апр 03 апр 2032 02 мая 28 мар
1945 06 мая 01 апр 1989 30 апр 26 мар 2033 24 апр 17 апр
1946 21 апр 1990 15 апр 2034 09 апр
1947 13 апр 06 апр 1991 07 апр 31 мар 2035 29 апр 25 мар
1948 02 мая 28 мар 1992 26 апр 19 апр 2036 20 апр 13 апр
1949 24 апр 17 апр 1993 18 апр 11 апр 2037 05 апр
1950 09 апр 1994 01 мая 03 апр 2038 25 апр
1951 29 апр 25 мар 1995 23 апр 16 апр 2039 17 апр 10 апр
1952 20 апр 13 апр 1996 14 апр 07 апр 2040 06 мая 01 апр
1953 05 апр 1997 27 апр 30 мар 2041 21 апр
1954 25 апр 18 апр 1998 19 апр 12 апр 2042 13 апр 06 апр
1955 17 апр 10 апр 1999 11 апр 04 апр 2043 03 мая 29 мар
1956 06 мая 01 апр 2000 30 апр 23 апр 2044 24 апр

Характерной особенностью христианского календаря (часто повергающей в недоумение простых людей) является сочетание в нём двух годовых циклов (по сути, двух самостоятельных календарей), - подвижного и неподвижного, имеющих долгую и интересную историю. Представим краткие характеристики этих циклов в целом и более подробно рассмотрим структуру Пасхального периода (цикла), представляющего собой хорошо продуманную и глубокую в богословском и катехизаторском плане систему. Речь идёт, разумеется, о Православном литургическом календаре; сведения из области западной эортологии приводятся для сравнения.

Подвижный годовой цикл

Этот цикл основан на конструктивных принципах древнееврейского лунно-солнечного календаря, заимствованного из Вавилонии. Он назван так потому, что включает в себя и «покаянные времена» с «подвижными», или изменяемыми, датами, закреплёнными лишь за определёнными днями недели. Точкой отсчёта этого цикла, своего рода «подвижным Новым годом», является праздник , от которого начинается годовой круг апостольских и евангельских богослужебных чтений. Подвижный годовой цикл слагается из двух периодов, не совсем точно, но привычно, также именуемых «циклами» - Пасхального и Пятидеся тничного.

Собственно Пасхальный, или Триодный, цикл имеет фиксированную продолжительность в восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы - «Всех Святых», службы которой замыкают содержание Триоди). Все воскресенья этого периода имеют названия, указывающие на темы богослужебных воспоминаний, и отстоят на определённое число дней от Пасхи, дата которой перемещается в пределах 35 дней - от 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля - 8 мая по григорианскому в XX-XXI вв.).

Исторический экскурс («католическая» и «православная» Пасха ).

Строго говоря, выражения «католическая» и «православная» Пасха неправомочны, поскольку речь идёт об одном и том же празднике Воскресения Христова (в отличие от еврейской Пасхи!), хотя и широко используются ради наглядности. Мы празднуем не дату , а прославляем спасительный День Господень как основополагающий догмат христианской веры. Поэтому календарная дата не носит общеобязательного догматического характера. Для пасхальных расчётов на Западе используется григорианская пасхалия, на Востоке - александрийская. Обе они основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в популярной литературе полную формулировку этого принципа ошибочно приписывают Никейскому собору 325 года; на самом деле её точная дата неизвестна). Календарное же расхождение вызвано различием в датах «церковных» пасхальных полнолуний, давно не соответствующих реальным астрономическим явлениям (таблицы были составлены ещё в IV-VI веках, но до сих пор используются восточными пасхалистами), и разницей между солнечными календарями (в XX-XXI веках юлианский календарь отстаёт от григорианского на 13 дней), из-за чего не совпадает и дата важнейшей «точки отсчёта» - весеннего равноденствия, которое отцы Никейского собора закрепили за 21 марта (разумеется, предполагалось, что числовое значение и его астрономический прообраз останутся неизменными!). Пять раз в течение 19-летнего мето́нова цикла православная Пасха празднуется сейчас не после первого , а после второго (!) весеннего полнолуния, и это самое очевидное несоответствие реальности древним правилам. Так, в 2016 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и первого весеннего полнолуния (23 марта, среда) приходится на 27 марта. Это и есть законный день католической Пасхи по григорианскому календарю, и он соответствует всем нормам общепринятой древней пасхалии. Но по юлианскому календарю это воскресенье датируется 14-м марта и не может быть пасхальным, потому что его «фиктивное» равноденствие, отстающее от истинного на 13 дней, падает лишь на 3 апреля. Поэтому православные празднуют Пасху уже после второго весеннего полнолуния. Так происходит в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться» .

В общем, католическая Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % - разница в 4 недели, и 20 % - разница в 5 недель. Разницы в 2 и 3 недели не бывает. Здесь играет роль и навязанная византийскими канонистами зависимость сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской, - между тем, «утверждение Зона ры, Вальсамо на и Властаря , будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно » . Следует ещё раз повторить, что догматического значения дата праздника Пасхи не имеет, но, в любом случае, непонятно, почему надо нарушать принципы пасхалии, основанные отцами Древней Церкви на реальных астрономических состояниях, а не на фиктивных подвижных - то есть «плывущих» от столетия к столетию - современных юлианских датах.

Второй период - Пятидеся тничный (или «послепятидесятничный») начинается после Дня Святой Троицы, и его недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «Недели по Пятидесятнице» . Каждая их них имеет своё определённое апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот период охватывает почти две трети года и заканчивается уже в следующем календарном году перед «Неделей о мытаре и фарисее» - первой подготовительной неделей Великого . А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского «подвижного года», точкой отсчёта которого является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Нормативное количество недель (воскресений) Пятидесятничного периода определяется церковным Уставом числом 32. При этом делается уточнение, что, в зависимости от соотношения даты Пасхи в год начала периода и даты Пасхи следующего года, когда он завершается , их может быть немногим более (так бывает чаще) или менее (реже). Так, в 2016 (из-за поздней Пасхи) году наш календарь насчитал 37 недель по Пятидесятнице.

Пасхальный цикл (см. )

Пытаясь уяснить структуру и логику православного , определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу (или периоду), длящемуся бо льшую часть первого полугодия (в среднем - с февраля по июнь).

Пасхальный цикл - это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является . Его продолжительность - восемнадцать недель.

Покаянный период , предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому , 2) Святой Четыредеся тницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстно й недели (Страстной седмицы). Четыредеся тница и Страстна я седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность - семь недель.

Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых»).

Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге - «Трио ди Постной» и «Трио ди Цветной» (у греков они называются «Трио дион» и «Пентикоста рион»). Отсюда его другое название - «Трио дный цикл».

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим - всегда в воскресенье, Вознесение - в четверг, а Радоница - во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» - совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются «пасхалией». Она перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами», от 22 марта - по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля - 8 мая по григорианскому, но только для XX-XXI столетий!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.

«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля) была в 2010 году, такая же предыдущая - в 1915 году, до этого - в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая) была последний раз в 1983 году, до этого - в 1736 году; следующая будет в 2078 году. Представим основные точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, - по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день - воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седми цей», и это нужно учитывать.

Подготовительный период к Великому посту

Неделя о мы таре и фарисее () (Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания.)

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу).

Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся» ) сыне ().

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Неделя мясопу стная (последний день вкушения мяса), иначе - Неделя о Страшном суде ().

Седмица сырная (масленица), «сплошная».

Неделя сыропу стная . Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (). Заговенье на Великий пост.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

1. Святая Четыредеся тница (Сорокадневный пост)

«Чистый понедельник», начало Великого поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста за вечерним богослужением читается , произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

В субботу - память великомученика Фео дора Ти рона.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.).

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная ().

Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Ле ствичника (VI в.).

«Мари ино стояние» (чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской).

«Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста». Это единственный (!) акафист («Взбра нной Воево де победи тельная…»), известный церковному Уставу; причём, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году - в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером).

Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской (VI в.).

Седмица 6-я Великого поста, иначе - «седмица ва ий» (в переводе с греческого - «седмица пальмовых ветвей»).

В пятницу седмицы ва ий, - окончание Святой Четыредеся тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполе зную совершив Четыредеся тницу…», - поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря; заговор против Иисуса ().

Неделя 6-я, Неделя ва ий («пальмовых ветвей»), иначе - Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, - Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ ().

2. Страстна я седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник . Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников ( гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима ().

Великий Вторник . Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде ().

Великая Среда . Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды ().

Великий Четверг . Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).

Великая Пятница . Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (На практике чтение Двенадцати «Страстны х Евангелий» совершается накануне - вечером Страстного Четверга).

Великая Суббота . Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Светлая седмица, сплошная.

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи ») , иначе - Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы ().

Радоница (пасхальное поминовение усопших).

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа ().

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном ().

Преполовение Пятидесятницы ().

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке ().

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом ().

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших).

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная.

День Святого Духа («Духов День»).

Неделя 1-я по Пятидесятнице , - праздник «Всех святых».

Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917-18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных - сначала вологодских, а затем и других - святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.

«Петров пост» начинается с понедельника.

Неделя 2-я по Пятидесятнице , - праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших».

Неделя 3-я по Пятидесятнице , - «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых.

Древнейшими праздничными днями неподвижного цикла были (наряду с Богоявлением и Рождеством) дни памяти раннехристианских мучеников эпохи гонений (они составили древнейший разряд святых). Христиане, часто становившиеся свидетелями кончины своих единоверцев (в Колизее и других местах), фиксировали дни их кончины по юлианскому календарю, по которому жили в Римской империи. Так постепенно складывались «Мартироло ги» (от греч. μάρτυς - «свидетель»; на знаменательный смысл этого термина, неверно переведённого на славянский, обращал внимание Василий Болотов!) - списки мучеников, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества (то есть «днями рождения» к новой жизни). Самые ранние содержали имена местночтимых святых: это римский мартиролог (354 г.), карфагенский и константинопольский календари мучеников. По неподвижному календарю фиксировали дни прославления многоразличных святых и позднее, но затем стали привлекать и подвижный календарный цикл. Так, последний триодный праздник - это «Неделя всех святых» (первое воскресенье по Троице); в 1918 году у нас ввели празднование «Всех святых, в земле Российской просиявших» (следующее за ним воскресенье); во второй половине XX века стали праздновать региональные «Соборы (собрания) святых» - сначала вологодских, затем других - в третью Неделю по Пятидесятнице. Постепенно Соборы местночтимых святых распространились на весь годовой цикл, причём, некоторые, ради удобства, соединены с определёнными воскресными днями, другие же имеют неподвижную дату. Как правило (но не всегда) имеют неподвижную дату и дни чествования чудотворных икон.

Таковы основные структурные особенности Православного литургического календаря.

Ю. Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Литература: Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 593-644; Он же. Следы древних месяцесловов поместных Церквей // Христианское Чтение. 1893. Вып. 1. Январь - февраль. С. 177-210; Киприан (Керн), архим. . М., 2002; Кравецкий А. Г. К проблеме Типикона на Поместном Соборе // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 58-90; Рубан Ю. / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2015; Тафт Р. Ф. Литургический лексикон [пер. с англ. С. Голованова]. Омск, 2013; Tal ley T. J. The Origins of the Liturgical Year. New York, 1986. 2-nd, revision ed., 1991.