Игры на формирование связной речи для яслей. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические
игры
по развитию
связной речи
для детей
младшего
школьного возраста

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..3
Дидактические игры
Содержание альбома:
Раздел 1. Работа над словом и предложением
1) «Кто больше»……………………………………………………………………………………………………………………………4
2) «Подбери пару»…………………………………………………………………………………………………………………………5
3) «Семья»……………………………………………………………………………………………………………………………….…6
4) «Наведи порядок»………………………………………………………………………………………………………………………7
5) Лото «Домашние животные»…………………………………………………………………………………………………………..8
6) «Мишкин дом»………………………………………………………………………………………………………………………….9
7) «Разложи фрукты»…………………………………………………………………………………………………………………….10
8) «Кто что делает?»…………………………………………………………………………………………………………………...…11
9) «Посылка»……………………………………………………………………………………………………………………………...13
10) «Четвертый лишний»………………………………………………………………………………………………………………...14
Раздел 2. Работа над связной речью
1) «Что сначала, что потом»…………………………………………………………………………………………………………..…15
2) «Опиши предмет»……………………………………………………………………………………………………………………16
3) «Кто как зимует»………………………………………………………………………………………………………………………18
2

4) «Расскажи
сказку»……………………………………………………………………………………………………………………..19
5) «Творческий рассказ»…………………………………………………………………………………………………………………20
Пояснительная записка
Связная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком. В ней отражается логика мышления
ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно
судить об уровне его речевого развития. Особое значение приобретает развитие связной речи у детей с нарушениями слуха, у
которых наблюдается грубое недоразвитие всех компонентов речевой системы. Требуется осуществление специальной работы в
данном направлении, поскольку сформированная связная речь выступает средством общения и познания детей, способствует их
успешному обучению и социализации в обществе.
В пособии представлены дидактические игры по развитию связной речи детей младшего школьного возраста, адаптированные
под категорию детей с нарушениями слуха. Пособие предназначено для педагогов специальных образовательных учреждений I
вида, работающих с указанной категорией детей. Оно может быть также использовано родителями для закрепления речевых
навыков.
В ходе использования представленных игр решаются разнообразные задачи:
­ расширение объема словаря, активизация усвоенной лексики;
­ развитие грамматического строя речи через построение предложений различных типов;
­ обучение первоначальным навыкам связного высказывания (описание, рассказ).
В пособии выделены разделы: 1) Работа над словом и предложением; 2) Работа над связной речью.
3

Каждый раздел содержит типовые игры. Описание каждой игры включает: цели, оборудование, речевой материал, ход игры.
Представленные материалы далеко не исчерпывает весь перечень игр, направленных на развитие связной речи школьников.
Тему, содержание можно варьировать в зависимости от целей занятия, проводить аналогичные игры на другом речевом материале.
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА НАД СЛОВОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
«КТО БОЛЬШЕ?»

Цель: активизация предметного словаря.
Оборудование: предметы, предметные картинки по определенной лексической теме.
Речевой материал: «Покажи», «Назови», «Что это?», «Что здесь нарисовано?»
Ход игры:
Разложив на столе предметы или картинки, ведущий поочередно показывает их. Кто называет его первым, забирает
картинку. Выигрывает тот, кто больше наберет предметов. (Эту игру можно использовать для закрепления названий предметов в
дактильной и устной форме, для чего ведущим должен стать ребенок. Сначала он может называть предметы, читая названия по
табличке, а, усвоив их – говорит на память.). Можно также попросить обобщить группу предметов одним словом.
4

«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цели: учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме в предложении.
Оборудование: картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной ситуации (карандаш и тетрадь,
молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.).
Речевой материал: «Что это?», «Подбери пару», «Для чего нужен (нужны)?»; названия предметов, образцы предложений:
(«Карандашом рисуют в тетради», «Ложкой едят суп» и т.д.).
Ход игры:
Каждому ребенку дается картинка с изображением одного предмета. Педагог демонстрирует одну из картинок
(например, с изображением карандаша), спрашивает у детей, что это, и предлагает подобрать другую картинку («Что
подходит?»). Картинки с изображением парных предметов находятся на столе педагога или в наборном полотне. Дети
подбирают к изображению карандаша картинку с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в
альбоме». Затем каждый ребенок должен подобрать картинку с изображением соответствующего парного предмета и сказать,
для чего они нужны. Педагог помогает детям составить предложения: «Ножом режут колбасу» и т.д.
5

Цели: расширять словарь по теме «Семья», совершенствовать
глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: магнитная доска, картонный дом с окошками, под

каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить

БРАТ
таблички, картинки с изображением членов семьи.
Речевой материал: «Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик,
бабушка, дедушка)», «Кто это?», «Где живет мама (папа и т.д.)?».

«СЕМЬЯ»
Ход игры:
На магнитную доску прикрепляется картонный дом с

окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена
семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи,
спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка,
мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и
сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка,
дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого
картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и
прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым
прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми
прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все
6
члены семьи не займут свои места в домике.

ДЕДУШК
А
МАМА
ПАПА
БАБУШКА
Цели: совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения,
СЕСТРА
отвечать на вопросы педагога полным предложением.
Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися
дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.
Речевой материал: «Кукла неаккуратная», «Тут платье, штаны, кофта, майка,
шапка». «Положи майку...», «Повесь платье...».
Ход игры:
На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда.
Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно
«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на
полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного
из детей взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье.
Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка
«ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно
взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет.
Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на
свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи­

повесь» («Положи майку. Повесь платье»).
Аналогичную игру можно провести по теме «Посуда»

ПЛАТЬЕ
ЮБКА
БРЮКИ
КУРТКА
ЛОТО «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цели: расширять словарь по теме, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака),
большая карта­лото, на которой написаны названия предметных картинок.
Речевой материал: «Кто это?», «Лошадь, коза, свинья, собака, корова», «Собаки нет».
Ход игры:
Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта­лото, на которой написаны названия домашних животных.
Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно
либо сопряженно­отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти
соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.
8

расширять словарь по теме, совершенствовать глобальное

Цели:
чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул,
шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с
окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами,
платок.
Речевой материал: «Это дом. Тут живет мишка», «Что там?», «Что
это?», названия мебели, «Поставь стол (стул...)».
КОШКА ЛОШАД
СВИНЬ
Я
КОЗА КОРОВАСОБАКА
Ь
Ход игры:
На столе стоит картонный дом и игрушечный мишка. Педагог
говорит: «Это дом. Тут живет мишка». Педагог показывает на
«МИШКИН ДОМ»

игрушечную мебель, называет каждый предмет, дети воспроизводят
слова сопряженно­отраженно. Педагог заводит мишку в дом через
дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?» Внутри комнаты
располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает
ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет
мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название
повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь
дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут». Дети ставят всю
мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый.
9

ШКАФ
Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов или мелкие муляжи,
поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К
ДИВАН
СТОЛ
СТУЛ
каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного
фрукта.
Речевой материал: «Яблоко, слива, груша, лимон, виноград», «Что это?»,
«Что тут?», «Положи правильно», «Возьми грушу...», «Тут лежит груша
(яблоко...)».
Ход игры:
Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки
с изображением фруктов. Взрослый предъявляет поочередно все фрукты:
«Что это?» Дети называют их. Далее педагог ставит корзинки на стол (или

прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям
муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу».

«РАЗЛОЖИ ФРУКТЫ»
После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает
положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает
10
надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную
корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, уточняет: «Тут

лежит груша (яблоко)». Так раскладывают все картинки.

СЛИВА
ЛИМОН
АПЕЛЬСИН
ЯБЛОКО
ГРУША
ВИНОГРАД
11

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Цели: активизировать глагольную лексику, учить понимать вопросы и
отвечать на них, самостоятельно задавать вопрос: «Что делает
мальчик?» развивать диалогическую речь.
Оборудование: картинки с изображением различных действий,
выполняемых одним персонажем и разными (людьми, животными),
сюжетные игрушки, фотографии детей группы и членов их семей, на
которых они выполняют различные действия.
Речевой материал: « «Что делает мальчик?», названия действий,
«Покажи, как...».
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, на которых
изображен мальчик, выполняющий различные действия (идет, бежит,
упал, рисует, читает..). Он использует вопрос «Что делает?»,
предлагает кому­то из детей воспроизвести действие («Покажи, что
делает мальчик «). Во время демонстрации действия спрашивает у
детей: «Что делает Саша?», ответ фиксируется на табличке и
прочитывается: «Саша бежит». Таким же образом демонстрируются и
уточняются другие действия.
ИДЕТ
СТОИТ
БЕЖИТ
ПОЛЗЕТ
СТОИТ
12

Варианты игры:

1­ый вариант. Педагог предлагает детям поиграть в «семью», распределяет роли, спрашивает у участников об их
действиях: «Ты будешь бабушкой. Что делает бабушка? Бабушка готовит обед. Ты будешь мамой. Что делает мама? Мама моет
пол».
2­ой вариант. На доску обратной стороной прикрепляются картинки, на которых изображены действия одного животного:
например, собака спит, сидит, ест, лает… Взрослый сообщает: «Там собака. Спросите, что делает собака». Дети задают вопрос:
«Что делает собака?» или «Собака спит?» Если ребенок правильно задал вопрос, взрослый называет действие, снимает и отдает
ему картинку.
3­й вариант. Педагог предлагает детям угадывать, что он будет делать: «Я покажу, вы угадайте». Он воспроизводит разные
движения (бежит, прыгает, ест, моет руки и т.д.). Дети называют действия: «Тетя Лена бежит, прыгает...»

4­й вариант. Можно организовать игру «Что мы делали, не скажем, а что видели ­ покажем». Дети изображают разные
действия, педагог их угадывает и называет или записывает. Если он не угадал выполняемое действие, дети должны назвать его
сами.
13

Цель: учить описывать предметы и узнавать их по описанию,
закреплять навыки чтения.
Оборудование: коробка, в которой в бумажных пакетах лежат
предметы. Могут использоваться предметы разных групп (овощи,

«ПОСЫЛКА»

игрушки, одежда и др.).
Речевой материал: «Почтальон принес посылку», «Опиши»,
«Назови», «Угадай»; слова, обозначающие свойства предметов
(форму, величину, цвет, материал, вкус и т.д.).
Ход игры:
Педагог показывает детям коробку и сообщает, что рано
утром почтальон принес посылку. Там предметы Педагог дает
двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не
называя, что там, рассказать детям о предмете, который они
получили в посылке. В случае затруднений педагог помогает
ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета? Он
большой или маленький?» и т.д. Ответы ребенка записываются на
14
доску. Когда ребенок расскажет все о предмете, дети читают
описание, называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол.

КРУГЛЫЙ
СЛАДКИИ
Цели: развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно­
следственные связи, использовать сложные предложения с союзом «потому
что».
Оборудование:
тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).
ДЛИННЫЙ
Речевой материал: «Что лишнее? (Что не подходит?)», конструкции типа:
«Тарелка лишняя, потому что это не мебель», «Для чего нужны эти
четыре набора картинок с предметами разных
ДЕРЕВЯННЫЙ
предметы?».
Ход игры:
Педагог размещает в наборном полотне или на фланелеграфе наборы
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе,
а одна ­ к другой (например, стол, стул, шкаф, тарелка). Предлагает детям
рассмотреть картинки и сказать, что лишнее (что не подходит). Когда
ребенок назвал предмет, педагог просит ребенка объяснить, почему он так
считает. Взрослый помогает ребенку правильно построить сложное
предложение. Когда дети научатся правильно выделять четвертый
лишний предмет, относящийся к другой тематической группе, можно
предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному
признаку, например, домашние и дикие животные, столовая и чайная
15

причинно­следственные связи,
Цели: развивать содержательно­смысловую сторону высказывания, учить
устанавливать
учить составлять
предложения по содержанию картинки.
Оборудование: серии сюжетных картинок, предметные картинки
Речевой материал: «Разложи по порядку», «Что сначала», «Что было
потом», «Чем закончилось», «Кто? Что делает?», «Составь предложение»,
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»
«Расскажи»
Ход игры:
Педагог выкладывает серию картинок, объединенных сюжетом.
Детям предлагается восстановить порядок картинок. Затем педагог задает
вопросы по содержанию картинок, дети составляют предложения (с
помощью педагога). На доску вывешиваются таблички­ опорные слова
Далее дети воспроизводят рассказ по картинкам и опорным словам.
Варианты заданий:
­ восстановить порядок по ранее рассказанному сюжету;
­ найти ошибку, убрать лишнюю картинку;
­ распутать 2 сюжетные канвы (из двух серий картинок);
17
­ подобрать к серии сюжетных картинок адекватные предметные
изображения (субъектов и объектов ситуации)

«ОПИШИ ПРЕДМЕТ»
Цели: учить использовать вопросный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной
последовательности.
Оборудование: реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки­символы или
схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от
тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растет, где живет, где купили).
Речевой материал: названия предметов, «Опиши предмет», «Что это?», «Какой по величине?», «Какой по цвету?»,
«Какой по форме?», «Где живет?», «Где растет?», «Для чего нужен», «Где купили?».

Ход игры:
Детям предлагается описать знакомый предмет, например овощ. На первых занятиях описание предмета строится в
виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет?
18
Для чего нужен? Где купили?» Составленное описание прочитывается детьми.

КАКОГО ЦВЕТА?
ИЗ КАКОГО
МАТЕРИАЛА?
В КАКОЕ ВРЕМЯ
ГОДА НОСЯТ?
КТО НОСИТ?
КАКИЕ ЧАСТИ
ОДЕЖДЫ ЕСТЬ?

Когда у детей будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно
и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка­символ, уточняется значение символов
(предмет может быть большой или маленький, круглый, квадратный, разного цвета и т.д.).
При работе с символическим планом предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек­символов последовательность
описания (о чем нужно сказать сначала, о чем потом). При необходимости вводятся новые символы, значение которых
уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных ­зимний лес. В пособии сделаны прорези для предметных карточек. На
Педагог
столе разложены предметные картинки (животные).
начинает рассказ: «Пришла зима. Холодно в лесу. Не видно зверей и
птиц. Кто как зимует?». Предлагает детям взять по карточке, найти
«домик» животного. Дети проговаривают название жилища вместе с
педагогом, строят предложение (Например: Медведь спит в берлоге).
После того, как все карточки помещены в нужные окошки, рассказ
воспроизводится полностью (по образцу взрослого, с помощью или

«РАССКАЖИ СКАЗКУ»

Цели: учить пересказывать знакомый сюжет сказки с опорой на картинки, учить рассказывать по ролям, развивать память.
Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке, таблички с опорными словами; можно использовать настольный театр,
пальчиковый театр, фланелеграф
Речевой материал: речевые конструкции сказки.

Ход игры:
Педагог сначала предлагает детям узнать сказку, затем разложить серию картинок в правильной последовательности и
воспроизвести сюжет (пересказать). Пересказ может сопровождаться показом настольного или пальчикового театра.
22

«ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ»
Цели: развивать творческое воображение, закреплять словарь, усвоенные грамматические конструкции предложений,
упражнять в придумывании небольших сюжетов с последующим оречевлением.
Оборудование: игровое полотно (или макет), предметные картинки, фигурки животных (людей), предметы и объекты.
Речевой материал: «Сочини», «Придумай», «Что было?», «Что случилось».

Ход игры:
В данной игре необходимо стимулировать творческое воображение детей, . Используется усвоенный речевой
материал, предложения, отработанные ранее на занятиях. Педагог выставляет игровое полотно («В лесу», «Дома», «На
улице» и т.д.), фигурки и предметы, предлагает детям придумать сюжет. Первоначально можно задать определенную
программу, предложив детям цепочку предметных картинок (например, дедушка – мальчик – лес – пенек – ежик), таблички
с опорными словами («пошли», «собирали», «увидели»). В дальнейшем задание можно усложнить, предложив детям
23
самостоятельно выбрать необходимые для обыгрывания сюжета картинки.

выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну

картинку берут из другого набора.

Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

3) Игра «Добавь слова»

Цель: учить составлять распространённые предложения.

Описание игры: Воспитатель говорит предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

4) Игра «Найди ошибку».

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям послушать предложения и сказать, все ли в них верно.

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. В ответ я киваю ему рукой.

3. Мальчик стеклом разбил мяч.

4. После грибов будут дожди.

5. Весной луга затопили реку.

Подготовительная группа:

1) Игра «Поиск пропавших деталей».

Цель : научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Описание игры : «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

2) Игра «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Описание игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.


3) Игра «Узнай и назови»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Описание игры: Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных.

4) Игра «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять схемы к тексту, использовать его при рассказывании.

Описание игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.

Контактные сведения:

г. Шебекино,

ул. Мичурина, 1-а

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

г. Шебекино Белгородской области»

Памятка

«Дидактические игры для развития связной монологической речи у дошкольников»

Подготовила: ,

учитель-логопед

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение)

Владение связной монологической речью - одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

Речевая среда;

Социальное окружение;


Семейное благополучие;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка и т. п.

Дидактические игры для развития связной монологической речи

2-я младшая группа:

1) Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.

Описание игры: Детям раздают по две картинки с изображением двух последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

2) Игра «Расскажем про Олю и зайчика».

Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.

Описание игры: Воспитатель предлагает рассказать про Олю. Сопровождает свой рассказ картинками: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она пригласила на прогулку. (брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

Средняя группа:

1) Игра «Расскажем про белочку»

Цель:

Описание игры : - Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

2) Игра «Составь сказку про Машу»

Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Описание игры : Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)

3) Игра «Опиши белочку»

Цель: Упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Описание игры : Воспитатель загадывает детям загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают, что это белка. Дети описывают игрушку белку.

При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у белки; на ушках. ; хвостик у белки. ; она умеет и очень любит.

Старшая группа:

1) Игра «Где начало рассказа?»

Цель : Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Описание игры : предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

2) Игра «Найди лишнюю картинку»

Цель : научить находить лишние для данного рассказа детали.

Описание игры: Перед ребенком

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 г.Балахна Нижегородской области

Портфолио:
игры и упражнения для развития
связной речи детей.

Выполнил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад» №27
г.Балахна Нижегородской области

Карпова Юлия Александровна

Балахна, 2016 год

Речевое развитие дошкольников, вернее, отсутствие у детей необходимых умений и навыков, способствующих успешному речевому развитию - глобальная проблема современности. В век компьютерных технологий дети практически перестали общаться, ну, или, по крайней мере, делать это правильно. Так как речь - основное средство социализации, мощнейший фактор успешного умственного развития, то нам- педагогам дошкольного образования- просто необходимо обратить на эту проблему особое внимание.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ

Цель: формировать умение детей описывать игрушки совместно с воспитателем или другим ребенком; развитие связной речи детей.
Содержание: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:
- У меня утёнок.

Ребёнок называет свою игрушку:
- А у меня цыплёнок.
- Утёнок жёлтый.
- И цыплёнок жёлтый.
- У утёнка большие красные лапы.
- А у цыплёнка лапки маленькие. И т.д.

Сначала для сравнения берутся игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать игрушки совсем разные: лягушонок и гусёнок, медведь и заяц, курочка и козлик.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».


КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.


ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Цель: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.


ПРО КУКЛУ

Цель: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.

Оборудование: разные куклы.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ

Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.
Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.


ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ

Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.

Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.


МЕСТНОЕ РАДИО

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, память детей; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Материал: фанты.

Содержание: воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.


СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.

Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.



Разделы: Коррекционная педагогика

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра "Один - много".

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра "Лови и называй".

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра " Играем со словом"

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".

4. Игра "Измени слово".

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра " Назови одним словом"

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1."Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра "Подарки" Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

2.Игра "Ответы на вопросы" Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. "Профессии" Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Игра "Назови слова" Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра "Назови пары" Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра "Большой маленький".

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".

  • листья падают - листопад
  • сам ходит - самоход
  • снег падает - снегопад
  • мед носит - медонос
  • вода падает - водопад
  • звонит попусту - пустозвон
  • звезды падают - звездопад
  • сено косит - сенокос
  • разводит сады - садовод
  • везде ходит - вездеход
  • разводит лева - лесовод
  • база для нефти - нефтебаза
  • перевозит лес - лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии - атомоход
  • сам летит - самолет
  • пыль сосет - пылесос
  • воду возит - водовоз.

Игра "Назови сколько".

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

Это: (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки:продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Вы замечали, что одни люди говорят легко и с увлечением, а другие слова из себя выдавливают, и слушать их тяжело. Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью . Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.

Не научившись связно говорить в дошкольном детстве, детям потом с каждым годом труднее и труднее будет наверстывать упущенное. Давайте посмотрим, как формируется связная речь ребенка, какие условия на это влияют, как родители могут помочь своему ребенку овладеть связной речью, и в какие можно играть с ребенком дома.

Как формируется связная речь

В формировании связной речи ребенка существует несколько ключевых моментов:

  1. связная речь формируется одновременно с освоением ребенком фонетики, лексики и грамматики родного языка;
  2. связная речь – это показатель мышления, как мыслим – так и излагаем;
  3. развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая ребенка письменной речи;
  4. умением вести диалог ребенок овладевает, в основном, в процессе общения (с родственниками, в садике, на прогулке), для развития связной монологической речи необходимы целенаправленные занятия с ребенком;
  5. осваивая монологическую речь, ребенок проходит несколько этапов: сначала учится пересказывать, потом рассказывать; сначала учится описывать предмет, потом рассказывать о событии и затем уже рассуждать.

Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее и подберем подходящие игры и бытовые ситуации, в которых можно заниматься развитием связной речи ребенка .

Стороны речи и их комплексное развитие

Формирование связной речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи (о нормах развития речи ребенка вы можете прочитать ):

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической.

Фонетическая сторона речи и связная речь. Если ребенок хорошо слышит и понимает речь, и не вызывает у него трудностей, он будет чувствовать себя увереннее в разговоре. Ребенка, который умеет использовать тембр и интонацию в своей речи, будут более внимательно слушать, и он также будет чувствовать себя в общении более комфортно.

Лексическая сторона речи и связная речь. Если у ребенка достаточный словарный запас, он сможет описать предмет: выделить признаки предмета и его части, использовать слова-синонимы, подобрать нужное слово.

Грамматическая сторона речи и связная речь. Связная речь невозможна без грамматически правильного соединения слов между собой (по числам, родам, падежам, временам, лицам), употребления предлогов и союзов, использования синтаксических конструкций языка (сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, однородных членов предложения, фразеологических и других оборотов).

Умение связно говорить – это последний этап в освоении ребенком родного языка. Связная речь ребенка показывает, насколько хорошо он овладел родным языком. О том, что делать, если ребенок не говорит, вы можете прочитать .

Связная речь и мышление

Связная речь – это показатель мышления. Как мыслим – так и говорим, излагаем. На самом деле, связанная речь ребенка – это не просто цепочка связанных друг с другом предложений, а цепочка логически выстроенных мыслей. Если человек очень плохо говорит, он не умеет и мыслить. Особенности мышления также очень хорошо видны в речи: один ребенок больше выделяет внешние признаки предмета или явления, а другой пытается всегда что-то с чем-то связать, найти причину.

С другой стороны, рассказывая о чем-то, ребенок мысленно строит свой рассказ: что он будет говорить, как построит предложение, что скажет в начале, а что – в конце. То есть обучая ребенка простому рассказыванию, мы учим его мыслить.

Как видно, связанная речь – это многоступенчатая операция . Необходимо учить ребенка выполнять последовательность действий, составляющих одну операцию, тренировать переключение внимания, развивать память. Помогут в этом и бытовые ситуации, и специально организованные игры.

Накрываем на стол

Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол или накрыть стол для игрушек. Нужно достать из шкафа скатерть, постелить ее на стол, из кухонного шкафа достать тарелки, ложки и вилки, расставить тарелки на столе, возле каждой тарелки положить салфетку, ложку и вилку. Обычно детям очень нравится накрывать на стол, устраивайте праздничные ужины почаще и просите ребенка помочь вам. Это может стать новой семейной традицией.

Одеваемся

Собираемся на прогулку. Нужно собрать рюкзачок с игрушками, которые возьмем с собой на прогулку. Попросите ребенка достать нужные вещи из шкафа и разложить их в той последовательности, как он будет их надевать. Теперь одеваемся, обуваемся, берем рюкзачок, закрываем дверь – и гулять!

Ищем клад

Дайте ребенку задание: «Нужно пойти в комнату и найти предмет. Принести предмет и взять «клад»». Постепенно игру можно усложнять:

  • предмет можно перекладывать на другое место или переносить в другую комнату и класть на определенное место;
  • комнаты, места и предметы можно не называть прямо, а описывать в виде загадки или обрисовывать признаки (например, «положи предмет под то, что имеет четыре ножки и на чем лежит книга»);
  • увеличивать количество действий, которые должен сделать ребенок.

Кто за кем

Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:

  • для детей 2 – 3 лет начните с 2 – 3 действий и постепенно увеличивайте их количество;
  • если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос;
  • можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.

Связная речь и письменная речь

По мнению многих педагогов, развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая письменной речи, так как письменная речь более развернутая и осознанная.

Начинать обучение письменной речи можно в возрасте 3 лет. Конечно, в 3 года ребенок сам еще писать не умеет, но сочинить сам письмо может. В 3 года вы сочиняете письмо вместе с ребенком, в 4 – 5 лет ребенок высказывает свои мысли и пожелания, а вы записываете. Можно использовать вот такие варианты игр.

Письмо Деду Морозу

Предложите, малышу написать письмо Дедушке Морозу. «Что мы напишем ему? Что очень ждем? Но вначале нужно его поприветствовать, а в конце попрощаться. Еще ты хочешь написать о подарках, которые хотел бы получить? Хорошо». Вот, что может у вас получиться:

Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя очень ждем. Я хочу грузовик и конструктор. Большое тебе спасибо. До свидания.

Почтовый ящик

Устройте дома почтовый ящик: обклейте коробку синей бумагой, добавьте надпись «ПОЧТА». Сделайте в коробке две прорези: сверху узкую – для опускания писем, впереди побольше – для выемки писем и открыток. Для деток постарше можно написать на почтовом ящике ваш домашний адрес. Можно писать письма и подписывать открытки членам семьи, мягким игрушкам, которые есть у вас дома.

Когда сочиняете с ребенком письмо, обращайте его внимание на то, что письмо – дело серьезное: надо хорошенько обдумать, что собираешься писать, как лучше изложить свои мысли.

Почтальон

Эта игра тесно связана с предыдущей. Написали письмо, опустили в почтовый ящик. Потом ребенок может превратиться в почтальона, достать письмо из ящика, положить его в свою «сумку на ремне» и отнести адресату. А если мишка, которому адресовано письмо, не умеет читать? Как быть? Пусть игрушка попросит ребенка «прочитать» письмо: если ребенок читает, он может прочитать письмо сам, если нет – помогите малышу пересказать письмо по памяти.

Игры на развитие связной диалогической речи

Диалог – это разговор двух и более людей, цель которого – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию. Диалог – это, прежде всего, разговорная речь: простые слова, несложные словесные конструкции (неполные предложения, односложные ответы, краткие вопросы), восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. Зачастую диалогическая речь ситуативна, то есть понятна только в определенном контексте.

Ребенок слышит диалогическую речь в семье с рождения и быстрее ее усваивает. В 2 года малыш может дать односложный ответ на вопрос взрослого: «Да», «Нет», «Буду». В 3 года он уже отвечает развернуто, может сам задать вопрос, выражает в речи свои эмоции. К 4 годам ребенок хорошо владеет диалогом, сам выступает инициатором общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы развивать у ребенка навыки диалога, старайтесь больше говорить с ребенком: дома при выполнении бытовых дел, по дороге в магазин или из садика, на прогулке. Комментируйте свои действия. Чтобы ребенок вас понимал, старайтесь говорить простыми предложениями и использовать по большей части те слова, которые известны ребенку. Чаще прерывайте свою речь и задавайте ребенку вопросы, если ребенок еще не говорит – отвечайте за него (так малыш быстрее усвоит речевые модели). Когда читаете ребенку книжку, иногда останавливайтесь: можно спросить ребенка о том, кто герои книжки и нравятся ли их поступки ему, обсудить иллюстрации. Если ребенок не может вам ответить – отвечайте за него.

Время, когда вы с ребенком куда-то идете, едете или ждете в очереди, также можно использовать для развития речи ребенка. Вот две игры, подходящие для этих случаев.

Я думаю о…

Загадайте какой-то предмет, который ребенок тоже видит. Начните с какого-то одного признака этого предмета: «Я думаю о чем-то высоком…». Ребенок перечисляет высокие предметы, которые он видит, и задает уточняющие вопросы, чтобы догадаться, о чем вы думаете. Потом можно поменяться с ребенком ролями. Постепенно игру можно усложнять: загадывать предметы, которых нет в зоне видимости, загадывать героев книг или мультфильмов.

Поговорим

Возьмите два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей.

В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.

Ходим в гости

Возьмите две игрушки. Постройте для них два домика и дорожку между домиками. Игрушки могут ходить друг к другу в гости: стучаться, спрашивать, можно ли войти, узнавать, как дела, и даже угощаться чаем с печеньем.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Магазин

Устройте небольшой магазин. Продаваться в нем может все, что угодно: фрукты и овощи, книжки, кубики, машины и прочее. Сначала ребенок может выступить в роли покупателя. Мама или игрушка будет продавцом. Ребенок приходит в магазин, здоровается, говорит, что он хочет купить. Продавец может что-то уточнить, например, спросить, какие именно нужны яблоки: зеленые или красные, потом говорит, сколько это будет стоить. Если нет игрушечных бумажных денег, в качестве денег можно использовать любые мелкие предметы: кубики, крышки, пуговицы.

Доктор

Организуйте небольшой медицинский кабинет. Можно купить готовый набор доктора или использовать то, что под рукой (бинт, вату, лейкопластырь, баночки небольшого размера). На прием к доктору – ребенку будут приходить зверята. Побуждайте ребенка спрашивать, что болит у зверька, и рассказывать игрушке, как он будет ее лечить.

Посмотреть, как проводят сюжетно–ролевую игру «Больница» в средней группе детского сада, вы можете в этом видео:

Также можно обыграть парикмахерскую, мастерскую по починке обуви и прочее.

Игры на развитие связной монологической речи

Овладевая монологической речью, дети сначала учатся пересказывать, потом рассказывать. Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога:

  • описание (характеристика какого-то предмета),
  • повествование (рассказ о каких-то событиях),
  • рассуждение (изложение материала в форме доказательства).

Учить ребенка монологической речи начинают с 2 лет, когда среднестатистический ребенок начинает говорить. Малышу читают потешки, стишки. Он их запоминает, потом может договаривать последние слова в строчках, отдельные строчки и, наконец, – всю потешку или стишок целиком.

В 3 года ребенок может произнести связно 3 – 4 предложения и описать предмет : сначала только его внешние признаки (цвет, форму, размер), позже он сможет рассказать и том, что делает этот предмет и как используется, еще позже — о том, из каких частей состоит предмет.

С 4 лет ребенок может пересказывать сказки, короткие рассказы. Возьмем, например, сказку «Репка». Ребенок сначала учится пересказывать с помощью наводящих вопросов взрослого («Внучка позвала Жучку?»), потом прямых («Кого позвала внучка?») . После 5 лет ребенок может пересказать короткий рассказ без наводящих вопросов, с повторением авторских слов, выразительно передать реплики персонажей. В этом возрасте ребенка учат разбивать текст на логические отрывки: дают ему маячки – что за чем говорить. Это своего рода логический план ответа, который ребенок уже начинает удерживать в памяти.

К 4 годам ребенок может рассказать о каком-то событии из своей жизни. Рассказать о том, что происходит на картинке, что могло быть раньше, что случится потом. Ближе к 5 годам ребенок осознанно употребляет в своей речи синонимы и антонимы, сравнения (если его специально учили искать в текстах сравнения и придумывать свои).

Если до 4 лет речь ребенка ситуативна, и для обучения связной речи используются реальные предметы или предметные и сюжетные картинки, то к 5 годам ребенок овладевает контекстной речью (которая понятна сама по себе) и может пересказывать сказки, короткие рассказы, рассказывать стихи. Рассказы, которые предлагаются ребенку на пересказ, должны быть короткими и иметь несложный сюжет. Замечательно подойдут для этой цели сказки–малютки Геннадия Цыферова и рассказы Л.Н. Толстого для детей .

В 5 – 6 лет ребенка можно учить рассуждать . Помогая ему рассказывать, не просто задавайте вопросы: кто? какой? что делал? что случилось дальше?, а спрашивайте: почему? как? зачем? Так ребенок будет учиться искать причины, строить причинно–следственные связи и отражать их в своем рассказе.

Несколько игр, которые помогут вашему ребенку научиться описывать предметы .

Что такое? Кто такой? (с 2 лет)

Не называя предмета, опишите его. Например, «тяжелый, папа им гвозди забивает». Попросите ребенка угадать. Если ребенок еще не говорит, вы можете предложить ему 2 – 3 картинки на выбор, он может показать пальчиком. С детьми старше 3 лет потом можно поменяться ролями. Ребенок описывает, мама или игрушка угадывают. Можно завести дома такой ритуал: папа приходит вечером с работы, а вы с малышом ему уже загадку приготовили. Если папа не сразу будет отгадывать, да еще с эмоциями – малыш каждый вечер будет ждать, когда же он сможет загадку папе загадать.

Помогаем и рассказываем (с 3 лет)

Попросите ребенка рассказать бабушке о том, что такое микроволновка (если у нее еще нет), или о том, как пользоваться пультом от телевизора. Папе можно рассказать, что такое швейная машина. Маленькому брату или сестричке – о том, что такое сок или печенье. Мягкой игрушке – о том, что такое машина, можно заодно и покатать игрушку на машине.

Школа для зверей (с 3 лет)

Организуйте школу для зверей. Ребенок может выступить в роли учителя. Приготовьте несколько картинок с предметами, разными или на одну тему. Например, что есть в доме. Попросите ребенка рассказать зверятам, о том, что есть в доме, ведь зверята раньше жили в лесу, и домов у них никаких нет — только норки, гнезда и берлоги. Давайте ребенку картинки для описания по одной и мягко помогайте вернуться к описанию предмета, если он отвлекается.

Для обучения ребенка рассказу о событиях отлично подойдут вот такие игры.

Что случилось? (с 4 лет)

Покажите ребенку картинку с сюжетом. Лучше, если это будет картинка, которая, по вашему мнению, должна заинтересовать вашего малыша. Прекрасно подойдут советские открытки, если они еще сохранились у ваших родителей или бабушек. Попросите ребенка рассказать, что случилось. На первых порах вам сначала придется самим рассказать о том, что случилось на картинке, ребенок будет повторять ваш образец. Постепенно уводите его от повторения. Это можно сделать, задав вопрос, который немного уведет ребенка в сторону от вашего варианта.

Потом можно обсудить с ребенком, что было раньше и что может случиться позже.

Рассказы по картинкам (с 4 лет)

Дети очень любят рассказы по картинкам. Вы можете подобрать подходящие картинки из детских журналов (в старых советских журналах для них были даже отдельные рубрики), воспользоваться книгой «Рассказы в картинках» или дидактическими материалами для развития речи, которых сейчас великое множество (например, вот такие ). Сначала расскажите историю сами, пусть малыш вставляет сначала отдельные слова, потом фразы и предложения. В какой-то момент он сможет рассказать и всю историю целиком.

Сочиняем истории и сказки (с 4 лет)

Предложите ребенку несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Попросите придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».

Для деток после 5 лет для этой игры отлично подойдут карты Проппа. Они также позволят познакомить ребенка с основными частями монолога: зачин, действие, концовка.

Для развития у ребенка навыков рассуждения вы можете поиграть с ним вот в такие игры.

Сравниваем предметы

Предложите ребенку два предмета (реальных или картинки). Попросите рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее).

Что сначала, что потом (с 5 лет)

Подготовьте несколько картинок, отражающих некоторый процесс в его развитии. Например, рост, цветение и увядание цветка или рост, цветение и созревание ягоды. Попросите ребенка разложить по порядку картинки и рассказать, почему он так разложил. Можно намеренно cпрятать одну картинку и спросить ребенка, все ли в цепочке правильно.

Для того чтобы ребенок с радостью воспринимал игры на развитие связной монологической речи, соблюдайте несколько принципов :

  1. давайте ребенку речевой образец : если просите ребенка описать предмет или рассказать о каком-то событии, дайте сначала свой вариант. Сначала ребенок будет повторять ваш образец, но постепенно научится придумывать сам;
  2. используйте прием отражения : вы начинаете предложение – ребенок заканчивает;
  3. используйте вопросы . Сначала весь рассказ или пересказ ребенка будет строиться на ваших наводящих вопросах, потом на прямых. Постепенно уменьшайте количество вопросов, к 5 – 6 годам ребенок научится обходиться без наводящих вопросов. Ему будет достаточно только маячков , о чем рассказывать и в какой последовательности, в начале рассказа;
  4. используйте те предметы, картинки, тексты, которые вызывают у ребенка сильные эмоции : находясь под впечатлением, дети лучше говорят.

Развитие связной речи с удовольствием

В течение дня во время игр с ребенком или обычных дел старайтесь помнить о моментах, которые влияют на развитие речи. Включайте мини–игры на развитие связной речи в ваши повседневные игры. Можно вдруг что-то забыть и попросить ребенка продолжить вместо вас. Если смотрите вместе мультфильм, ближе к концу отвлекитесь и попросите потом ребенка рассказать, чем все закончилось. Каждый день понемногу в виде игры и с положительными эмоциями – намного эффективнее, чем специальное занятие один раз в неделю.

Более того, для развития связной речи , как и для развития речи вообще, очень эффективной оказывается . Для развития связной речи можно сделать следующее:

  1. развесить дома плакаты на стенах: идете мимо, поговорили немного об одном предмете – уже хорошо;
  2. привязать речевые мини-занятия к бытовым делам : готовите обед – разыграйте сценку между вилкой и ложкой. Смех малыша вам обеспечен, а через некоторое время вы увидите, что и он сам сможет устроить диалог между двумя совершенно не подходящими для этого предметами;
  3. создать в семье речевые традиции : утром загадка от мамы малышу, а вечером загадка от малыша папе; утром по дороге в садик – обсуждение планов на вечер; вечером по дороге из садика – обмен впечатлениями о том, как прошел день; идете с ребенком в магазин – постарайтесь найти что-нибудь необычное и спросите ребенка, как такое могло произойти; семейный театр по выходным и прочее. Вариантов таких традиций можно придумать множество, выберите то, что вам удобно и вызывает положительные эмоции;