Занятия с ребенком 3 лет тема осень. Развивающие занятия для детей на тему осень

Подробности

Поскольку дети в возрасте от 1,5 до 2 лет могут значительно отличаться друг от друга по своему развитию, каждую игру из указанного ниже перечня нужно будет «поднастроить» на уровень вашего ребенка (усложнить или упростить).

Смогут ли малыши от 1 до 2 лет понять что такое «Осень»?

Конечно нет . Думаю, что и ребенок 2 лет не очень-то хорошо понимает, что же это такое…

Поэтому с детьми от 1 до 2 лет просто изучают самые простые осенние понятия: листики, дождик, лужи, деревья и т.п.

Сенсорная коробка «Осень».

Наверняка ваш малыш заинтересуется сенсорной коробочкой на тему «Осень».

У нас получилась такая, например:

Как играть с коробкой:

Коробочку можно использовать для «проигрывания» различных «осенних» сценок:

«Зайка собирает листочки», «Белочка ищет орешки», «Листики шуршат под ногами».

Малышу будет интересно следить за тем, как мама разыгрывает разные сценки («мини-сказки») с использованием этой коробки, заодно он очень быстро выучит все «осенние» слова.

Кроме того, многим детям понравится копошится в такой коробке самостоятельно.

Осенние слова и картинки.

Совсем нелишним будет рассматривать с ребенком картинки на тему «Осень» и изучать «осенние» слова: листочки, дождик, зонтик, лужи, падают, грибы, листопад, пожелтели и т.п.

Красочные осенние презентации.

Осенние картинки, которые можно повесить на стены и периодически обсуждать их с ребенком.

Подборка осенних фотографий, которые можно рассматривать на экране компьютера или распечатать как карточки.

Просто рассматривайте с ребенком иллюстрации, называйте предметы, которые на них изображены (тучка, листик, дерево, листик упал, лужа мокрая и т.п.), просите найти предметы на картинке (покажи пальчиком, где здесь дерево?), описывайте то, что нарисовано на картинках в простых предложениях (идет дождик, на земле лужи, девочка одета тепло и т.п.).

Игра "Листочки большой и маленький".

Цель: учим понятия «большой – маленький».

Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.

Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.

Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.


Это задание будет довольно просто выполнить деткам от 2 до 3 лет.

А вот у малышей от 1 до 2 лет могут возникнуть трудности («вы начинаете знакомить малыша с заданием, а он улыбается и убегает от вас в другую комнату» - знакомая картина, правда?).

Чтобы малыш успешней справился с выполнением задания, важно провести «ритуал знакомства» c заданием.

Например:

  1. Рассмотрите с ребенком большой листочек. Скажите «вот бо-о-ольшой листик». Слово «большой» выделите соответствующим голосом. «Давай покажем, какой этот листочек «большой», вот такой бо-о-льшой» - расставляем широко руки в сторону, показывая знак «большой», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест (если он затрудняется – разводим его руки в стороны сами).
  2. Берем маленький листочек. «А этот листочек «маленький» (произносим слово «маленький» «тоненьким» голосом.) Давай покажем, какой этот листочек «маленький» (сводим руки близко друг к другу, показывая знак «маленький размер», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест, помогаем ему это сделать, если он сам затрудняется).

Эта предварительная работа – выделения слов «большой» и «маленький» особым голосом, показывание ручками размеров «большой», «маленький» - очень важна. С ее помощью ребенок лучше поймет смысл задания и ему легче будет его выполнить.

3. После того, как с понятием «большой – маленький листик» вы поработали, можно переходить к выполнению задания. Покажите малышу, что большие листики надо складывать в большую коробочку, а маленькие в маленькую. Попросите его разложить все листочки по коробочкам правильно.

Как можно помочь ребенку:

Вместе определяйте размер листочка (мама проговаривает какой это листочек - большой или маленький).

Направлять руку ребенка с листочком к нужной по размеру коробочке, если малыш ошибается.

Если малыш затрудняется в выборе нужной коробочки – можно просто подставлять нужную коробочку под ручку малыша и просить «бросить большой листочек в большую коробочку».

Кажется, что при такой «помощи» мама почти все делает за ребенка. Но это не так! В процессе совместного выполнения задания малыш активно учится. Его глаза смотрят и запоминают (он рассматривает большие и маленькие листики), его уши слышат и усваивают (он постоянно слышит как мама сравнивает листочки по размеру), его руки «делают» (малыши очень хорошо усваивают знания, если они подаются через «движение»).

После того, как ваш ребенок выполнит несколько раз это задание вместе с вами и с вашей помощью – он почувствует себя уверенней, лучше усвоит все необходимые понятия и начнет справляться с подобными заданиями самостоятельно.

Учим цвета.

Это задание поможет вашему малышу усвоить понятие "красный и желтый цвет".

Приготовьте листочки двух цветов - красного и желтого.

Рассмотрите листочки, акцентируйте внимание малыша на том, что одни листочки желтые, а другие – красные.

Затем предложите сложить желтые листочки в желтую коробочку, а красные листочки - в красную.

Помочь выполнить это задание правильно помогут те же правила, что и для предыдущего занятия (активно помогаем малышу выполнить задание, работаем вместе с ребенком, на первых порах очень полезно буквально подставлять под руку ребенка нужную «коробочку», вслух произнося название цвета («это красный листочек, мы его кладем в красную коробочку»).

Лепка + изучение цвета.

Рассмотрите с ребенком два листочка, распечатанные на листе бумаги. Один из них красный, а другой - желтый (Скачать картинку c листочками можно по этой ссылке ).

Только мышки проели в листочках дырочки! Надо это срочно исправлять.

Для игры понадобятся заранее заготовленные комочки мягкого пластилина - желтые и красные.

Покажите ребенку, что "красные комочки мы будем класть на красный листик и придавливать их пальчиками, а желтые комочки - на желтый листик, так все дырочки и закроем!".


Скорее всего на первых порах ребенок может путаться и класть комочки пластилина на листик не того цвета. Поэтому активно помогайте справиться малышу с заданием - проговаривайте название цвета, с которым он сейчас работает, и подсказывайте на какой из листочков крепить пластилин.

Эта игра не только развивает навыки лепки, но и помогает запоминать цвета - в процессе работы ребенок много раз услышит от мамы слова "красный, желтый" и это обязательно повлияет на то, как быстро малыш запомнит названия основных цветов.

(Когда я даю подобные задания в группе раннего развития деткам от 1 до 2 лет, то предварительно (на протяжении нескольких уроков) мы обязательно выполняем "подготовительные" упражнения - крепим желтые пластилиновые ягодки на желтые тарелочки, нарисованные на бумаге, а красные "ягодки" - на красные, либо крепим желтые/красные комочки (яблочки) в желтые и красные корзинки, нарисованные на бумаге и т.п. - т.е. сначала мы учимся крепить желтый пластилин отдельно от красного в более свободной форме, и только потом усложняем, прося прикрепить пластилин на определенное место).

Дождик – лепка.

Осенью часто идет дождь. Рассмотрите с ребенком картинку с тучкой и капельками, покажите вместе «как капает дождик» («кап-кап-кап») и постучите пальчиками по столу.

Затем предложите малышу сделать «капельки для тучки» - пусть он наклеит пластилиновые «капельки» на лист бумаги.

Это задание имеет три уровня сложности (лучше выбрать тот, который наиболее соответствует уровню ребенка):

1. Простой уровень (для детей которые еще плохо лепят или лепят в первый раз (обычно это дети до 1,5 лет) – мама кладет на лист бумаги заранее подготовленные шарики и просит ребенка нажать на них пальчиком.


2. Средний уровень (для деток, которые уже знакомы с приемами лепки ) – малыш сам берет комочки пластилина, сам располагает их на бумаге и сам нажимает на них пальчиком.


3. «Продвинутый» уровень (для деток которые уже хорошо лепят ) – малыш сам отрывает кусочек пластилина от «колбаски» и крепит его на лист бумаги (специально подготовленные капельки не требуются, малыш "делает" их сам).


Музыка дождя.

Возьмите ударные или шумовые детские музыкальные инструменты, которые есть у вас дома (либо используйте , которые легко заменят музыкальные).

Возьмите руки ребенка в свои попробуйте вместе «простучать» ритм под стихи:

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капай громко так!

К нам в окошко не стучи!

Лучше травку намочи!

Кап – кап – кап – кап!

Затем включите музыку и предложите ребенку сыграть «мелодию» под песенку самостоятельно (подыгрываем под композицию Екатерины Железновой «Дождик» ).

Малыш будет это делать с большим удовольствием, если мама также будет проигрывать ритм на каком-нибудь музыкальном инструменте вместе с ребенком.

Лото «Парочки».

Предложите малышу разложить осеннее «Лото». Играя с лото, малыши развивают внимание и логику, а также расширяют словарный запас (если мама озвучивает предметы, нарисованные на картинке).

(Если лото вас заинтересовало, нажмите на картинку , чтобы увеличить изображение).

Память - игра «Найди».

Наклейте на детальки конструктора скотчем изображение «осенних» предметов (листик, тучка, зонтик).

Вместе с ребенком рассмотрите картинки и проговорите их названия. Затем переверните фигурки картинками вниз и предложите ребенку найти по памяти: «где спряталась тучка? Покажи!», «а листочек где спрятался? Покажи!».

Ребенок будет пытаться вспомнить где какая картинка "спряталась" и пробовать открывать их по - памяти.

Когда ребенок запомнит под каким из предметов какая картинка спрятана (и перестанет ошибаться в поисках предметов), продолжите игру, меняя фигурки местами.

Массаж пальчиков.

Массировать пальчики можно не только специальными мячиками, но и шишками.


Выполните с ребенком массаж пальчиков с использованием шишки под стишки (во время чтения стишков шишка перекатывается между пальчиками малыша, массируя их):

Мишка по лесу ходил,

Много шишек находил,

Много шишек находил,

И ребятам приносил!

Раз, два, три, четыре пять,

Будем с шишкой мы играть!

Будем с шишкой мы играть,

Между пальцами катать.

Массаж можно выполнять несколькими способами.

  1. Мама читает стишок и самостоятельно массирует пальчики ребенка шишкой.
  2. Малыш с мамой выполняют массаж «рука в руке».
  3. Мама сидя перед малышом массирует свои пальчики шишкой, показывая таким образом движения малышу, а ребенок повторяет.

Пазлы – «Найди половинку».

Разрежьте на две части изображения осенних картинок (мы использовали картинки лото, которые выложены выше).

Предложите ребенку сложить картинки в одно целое.

Если ребенок пока не умеет собирать пазлы, то это упражнение можно выполнять так:

Мама берет одну половинку картинки и говорит: смотри, вот нарисован кусочек тучки. Покажи, где еще один кусочек тучки нарисован? Правильно вот он! Давай сложим вместе картинку.

Шнуровка - грибы

Начиная с 1,5 лет с ребенком можно учиться нанизывать бусы на шнурок. Для обучения этому навыку лучше приобрести набор детских бус, к которому прилагается шнурочек с деревянной иголочкой.

Поскольку занятие у нас осеннее, то нанизывать на шнурок можно листочки или грибочки из бумаги, наклеенной на картон.

Скачать файл с грибочками и листочками вы можете, нажав на картинку ниже. Каждая пара грибочков на этой картинке "зеркальная", поэтому при желании грибочки и листочки можно сделать двухсторонними (приклеить друг к другу).

Игра на развитие внимания - "найди все листочки в комнате".

Разложите листочки по всей комнате. Часть из них положите на видные места, а часть - спрячьте, но так, чтобы ребенок их все-таки мог найти.

Попросите ребенка найти все листочки и сложить их в ведерко.

Поделки.

Рисуем листья на дереве (пальчиками).

Лепка «Осенние листочки» (прикладываем кусочки теста или пластилина).

Для творчества вам может пригодиться вот этот шаблон (нажмите, чтобы увеличить):

Подвижные паузы.

Долго сидеть на одном месте малыши не будут. Поэтому если вы запланировали провести с ребенком в один день несколько развивающих игр из указанного выше списка, не забудьте соблюсти простое правило - "одно "сидячее" задание чередуется с одним подвижным".

В качестве подвижных заданий можно использовать танцы под осенние песенки, веселую физкультуру и т.п.

Веселых вам игр с вашими малышами!

Важно : Копирование материалов сайта возможно только при условии указания активной ссылки на сайт. В случае нарушения наших авторских прав мы будем их защищать.

Сегодня, несмотря на то, что на улице весь день льёт проливной дождь, мы вместе с Андрюшей окунулись в прекрасную золотую осень!

Ниже я приведу комплекс игр для детей одного года (некоторые можно предлагать малышам намного раньше). Обращаю Ваше внимание на то, что это не план одного занятия, а комплекс игр, в которые можно играть месяцами. Количество игр в день Вы определяете сами, возвращаетесь к ним, когда хочется Вам и Вашим малышам.

Знакомство с понятием «осень»

Подносим ребенка к окну и описываем происходящие природные явления: деревья жёлтые или без листочков, идёт дождь, дует ветер или светит солнце, если летят птицы – обращаем на это внимание. В ходе рассказа несколько раз повторяем – «Сейчас осень!».

Из нашего окна сегодня был виден дождь. Мы дотрагивались пальцами до стекла и говорили вместе «кап-кап!». Так же я обратила внимание сына на ветер – «Ветер дует – ууууу! Как дует ветер?». Сын повторял. Подобным образом можно заниматься после 3 месяцев – знакомя ребенка с гласными звуками.

Творчество

Увиденный дождь мы решили отразить на листе бумаги. Мольбертом юного художника послужил лист из многоразовой водной раскраски Fix Prais – отличное подспорье для первых шедевров малютки. Ручки мы смачивали при помощи опрыскивателя для цветов.

Мы дотрагивались мокрым пальчиком бумаги, и когда оставался след говорили слово «кап».

Дыхание

Здесь мы почувствовали себя в роли ветра. Я на принтере распечатала различные вариации осенних листьев, склеила так, чтобы рисунок был с двух сторон, прикрепила к ним нити и подвесила на люстру. Андрюшке очень нравится дуть на листочки, приводить их в движение.

К слову сказать, дыхательные упражнения мы начали делать, когда сыну было около девяти месяцев. А началось все так: к крещению Андрюши я сделала по такому же принципу гирлянду из ангелов на люстру. Сын с интересом наблюдал, как они колышутся при открытом окне. Тогда я стала дуть на них сама, очень быстро ко мне присоединился ребенок. Первое время сын заливисто хохотал, когда у него получалась силой дыхания управлять фигурками.

Мелкая моторика

Один из признаков осени – падение листьев. Чтобы наглядно показать ребенку этот процесс, я распечатала изображение дерева с небольшим количеством листьев. Сверху, на рисунок выложила листочки из ткани (подобные продают в отделах для творчества и магазинах тканей). Как мы играем с листочками я писала в статье « ». Андрюша сразу сообразил, что к чему, и стал кидать листочки на пол.

Логоритмика

Нижеприведенный стихотворный текст кому-то может показаться несуразным. Поясняю: все логоритмические песенки и стихи я придумываю конкретно для своего ребёнка, используя в тексте те слова, звуки и звукоподражания, которые доступны сыну для повторения. Сегодня у нас песенка про осень:

Птицы улетают (машем ручками, имитируя полет птиц )

Пока! Пока! Пока! (машем кистью вверх-вниз (жест прощания ))

Листья опадают (плавные движения кистей )

Вот так! Вот так! Вот так! (приседаем )

Ветер их уносит –

Ууууу! (прямые руки перед собой водим из стороны в сторону )

«Осень наступила!» —

Тихо я шепчу. (указательный палец подносим к губам, шепчем )

Дождик за окошком

Капает кап-кап! (хлопаем в ладоши)

В резиновых сапожках

Я пойду. Вот так! (шагаем на месте )

Знакомство с окружающим миром. Осенние дары

Сегодня на повестке дня у нас два героя: орех и тыква! Большее количество даров осени включать не стала, будем знакомиться с ними постепенно, благо осеннего времени еще много.

Нам крупно повезло – накануне дедушка привез большую тыкву. Её мы сегодня и нюхали, и гладили, и смотрели, какая она большая! После я показала тыкву на карточках, для лучшего соотнесения, причем два разных сорта – вытянутую, как у нас, и круглую, какие чаще можно встретить в книгах для детей (про ту же Золушку!). На обед мы полакомились кашей с тыквой (ели впервые). Когда сын ел, я несколько раз ему напомнила, что это каша с тыквой.

С грецким орехом мы уже были знакомы.

В этот день мы его сравнивали с тыквой: тыква большая, а орех маленький, тыква гладкая (у нас была гладкая), а орех нет. Затем и орех занял почетное место с соответствующими карточками.

Массаж ладоней

Для массажа нам понадобится грецкий орех. Для орехового массажа я придумала вот такой стишок:

Солнце вышло из-за тучки (ладонь ребенка направлена вверх, выносим орех снизу, из-под кисти )

Бух! – орешек прямо в ручку! (кладем орех в центр ладони ребенка )

По ладошке – кать-кать-кать! (катаем орех по ладони )

И за тучку снова спать! (прячем орех под ладонь )

Артистизм

Предлагаем малышу покружиться как листочки. Если малыш еще маленький и не умеет ходить – берем его на руки и качаемся из стороны в сторону – имитируем осенние деревья.

Лепка

Мама катает шарики из теста, прикладывает их хаотично к листу бумаги. Затем пальчиком малыша прижимаем шарики к бумаге. Голубые кусочки теста могут символизировать дождь, желтые и красные – летящие листья.

Андрей лепку пока не воспринимает, поэтому это задание мы отложили на потом.

Аппликация

Подготавливаем заранее тучки из синей бумаги и белый лист. Мама обрабатывает клеем-карандашом тучки, ребенок – прижимает аппликацию ладонью.

Игры с прищепками

К картонной тучке крепим прищепки (капельки). Задача малыша – снять все прищепки (падают капельки).

Другой вариант этой игры — к силуэту дерева из картона присоединяем прищепки-листочки (снимаем прищепки – листья осыпаются).

Закрепление знаний

На прогулке обращаем внимание на опавшие желтые листья, голые деревья, улетающих птиц, холодный осенний ветер и капли дождя. Здорово, если вы позволите малышу в резиновых сапожках пробежаться по луже, собрать букет из осенних листьев, пройтись по опавшей листве, ощущая великолепный аромат осени!

Дорогие друзья!

Предоставляются только для личного использования!

В коммерческих целях использование материалов ЗАПРЕЩЕНО !!!

Выкладывать материал на своих сайтах, блогах, группах и т.д. без активной ссылки на мой сайт и без моего согласия НЕЛЬЗЯ!!!

С уважением, Оксана Иващенко!

Конспект занятия для детей 3-4 лет

«Осень к нам пришла листьями шурша»

Цель: обобщать знания детей об осени.

Задачи:

Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;

Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;

Развивать эмоциональность, отзывчивость;

Обогащать и активировать словарь детей;

Развивать умение слушать инструкции воспитателя;

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.

Оборудование: Сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, муляжи овощей и фруктов, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, карточки с заданиями, простой карандаш.

Ход занятия :

В: -Ребята, к нам пришёл сегодня старичок-лесовичок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Послушайте:

Кто приходит с желтой краской,

Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд.

В: -Кто догадался, что это?

Д: - осень

В: - Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.

Дидактическая игра «Листопад»

В:- Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые).

Д: - Листочки

В: -А откуда появились эти листочки?

Д: -опали с деревьев осенью

В: - Что происходит с деревьями осенью?

Д: - Опадают с деревьев

В:- Как называется такое явление?

Д: - Листопад.

В: - Конечно, листопад.

В: -Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева?

Д: - Берёзовый, кленовый, дубовый

В: - Молодцы.

Дидактическая игра «Осенняя прогулка »

В:- Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии?

В: - Почему?

Д: - Потому-то холодно

В: - Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью?

Д: - Холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая

В: - А какие приметы осени вы ещё знаете?

Д: - Идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

В: - Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью.

Д: - (дети выбирают карточки с одеждой)

В: - Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.

Физкульминутка:

Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

И кружимся потом.

Садитесь на стульчики, ребята.

В: -Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете?

Д: - Собираются в стаи и улетают на юг.

В: - А почему они улетают?

Д: - зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

В: - Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

В: - Ой, а кто это рыжий среди деревьев:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле.

Д: - Белка

В: - Правильно, белка.

Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме?

Д: - готовятся к зиме, делают запасы

В: - Молодцы.

Ребята, а вы знаете стихи об осени? Давайте порадуем старичка –лесовичка и расскажем ему стихотворение.

(дети читают стихи)

В: - Ну а пословицы про осень кто-нибудь знает? Какие?

Дидактическая игра «Урожай»

В: - Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью?

Д: - Собирают урожай

В: - Какой урожай собирают люди?

Д: - Овощи, фрукты, грибы

В: - Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.

(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)

В: - Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.

Антонова Клара
Конспект игрового занятия для детей 2–3 лет «Осень»

Цели :

Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый, понятиями «большой-маленький» , «один-много» , «верх-низ» .

Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого.

Формировать навыки работы с кисточкой.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

Оборудование :

На ковролине – елочки маленькие и одно большое дерево с желтыми листьями, зайчик и волк; листья для дыхания; листья разного цвета и вазы 3 цветов;

Для кажого ребенка - коврик,

стволы деревьев без кроны, листочки вырезанные из картона для деревьев, фигурка зайчика; для апликации – кисточки, бумага, клей окрашенный в коричневый цвет, мелко нарезанные любые осенние листья ;

Ход занятия:

Вышли дети на лужок – хлопаем в ладоши

Заглянули под кусток, - рука ко лбу

Увидали зайчика – показать ушки

Поманили пальчиком – маним пальчиком к себе

Зайка, зайка попляши – хлопаем в ладоши

Твои лапки хороши,

Стал наш заинька плясать - фонарики

Малых деток забавлять.

Поздороваться с зайчиком

Ребята! Сегодня нас зайка зовет в осенний лес . Посмотрите сколько здесь елочек – елочки маленькие, меньше зайчика, зеленые, колючие (вопросы к детям – какого цвета елочки, какого размера) А вот дерево – большое, листочки какого цвета? Правильно, желтые… осень в лесу . Наш зайка живет в лесу, но здесь еще живет волк, посмотрите какой злой. зайка прячется от волка под деревом, под веточками с листочками… но вот подул сильный ветер. как он подул? Ууууууууууу…. дети показывают (внести листья для дыхания, предложить детям подуть) и полетели листья с дерева (убрать листья на ковролине)

Динамическая пауза «дует ветер,задувает»

Дует, дует ветер, дует задувает.

(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.

(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.

(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.

(Присесть)

Негде зайке спрятаться от волка

Давайте мы будем волшебниками и вернем листочки на место, на дерево.

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. А теперь верните листочки на дерево.

(дети выполняют задание на индивидуальных ковриках) . Спрятали зайку, молодцы

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Красивый осенний букет соберём .

(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»

Вот сколько у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.

В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ) . Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета

Аппликация «Осеннее дерево »

Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Дети с помощью мам рисуют дерево (клеем окрашенным гуашью) и насыпают сверху мелко нарезанные листья, прижимают салфеткой, остатки стряхивают. Вот какой красивый лес у нас получился, похлопайте себе в ладошки!

Публикации по теме:

«Путешествие в страну игрушек.» Конспект игрового занятия по физической культуре для детей 5–7 лет Путешествие в страну игрушек. Конспект игрового занятия по физической культуре для детей 5-7 лет. Цель: Закреплять комплекс общеразвивающих.

Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Конспект игрового занятия для детей группы кратковременного пребывания 2–3 лет по мотивам сказки К. Чуковского «Цыпленок» Цель: формировать способность у детей к диалогической речи, уметь понимать обращенную к ним речь взрослого, обогащать и активизировать словарь.

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста: «Медвежонок» Цели: Познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни медведя. Обогащать активный и пассивный словарь по теме. Формировать устойчивые.

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Путешествие в космос» Цель:Развитие социально-комуникативных навыков общения детей. Задачи: - взаимообогатить два вида детской деятельности: конструирование.

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в совместных играх. Задачи: Познакомить детей с характерными.

Игра «Красивые листочки»

Падают с деревьев

Жёлтые листочки -

(Машем ладошками.)

И летят на землю,

И летят на кочки.

(Приседаем.)

Ветер дует, задувает,

(Машем руками перед собой.)

Листья выше поднимает.

(Поднимаем руки.)

Ветер тише, тише, тише.

(Машем руками перед собой.)

Листья ниже, ниже, ниже.

(Приседаем и встаём.)

Скоро мы гулять пойдём

(Идём на месте.)

И листочков наберём.

(Делаем наклоны.)

Игра «Собираем листья»

Звучит музыка. Дети собирают листья, вырезанные из цветной бумаги Когда музыка заканчивается, воспитатель определяет, кто из детей со брал листьев больше всех, и объявляет победителя.

Игра «Осенний лес»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот мы по лесу идём.

(Идём на месте.)

Мы грибочков соберём.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

Раз грибок и два грибок -

Их положим в кузовок.

(Показываем, как кладём грибы.)

Впереди мы видим что-то.

(Вытягиваем руки перед собой.)

Ох, большое там болото!

(Разводим руки в стороны.)

Как бы нам не утонуть.

Нужно в сторону свернуть.

(Поворачиваемся вправо и идём на месте.)

Чтоб пройти нам по лесочку,

С кочки прыгаем на кочку.

(Прыгаем на месте.)

Прыг да скок, прыг да скок!

Снова тут сухой лесок.

(Разводим руки в стороны.)

Игра «Дерево, кустики, травка»

Когда воспитатель произносит слово «дерево», дети должны поднять руки вверх, когда слово «кустики» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «травка» - присесть. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Речка»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Мы по речке поплывём,

Что увидим - назовём.

Катер мчится и ревёт,

На волнах качнулся плот.

Лодка медленно плывёт,

Проплывает пароход.

Кот и пёс на корабле

Приближаются к земле.

Лебедь, гусь и утка тут -

Все вдоль берега плывут.

А ещё плывёт лягушка,

Пучеглазая подружка.

Игра «Перепрыгни через речку»

На полу - две верёвочки (на небольшом расстоянии одна от другой). Это речка. Дети должны прыгать через неё. Если им это удаётся, воспитатель раздвигает верёвочки (речка становится шире). Победит тот, кто сможет перепрыгнуть через самое широкое место.

Вот речка. В том месте, где она берёт своё начало, её можно назвать ручьём. Почему? Потому что речка ещё очень узкая. Она течёт, течёт и становится всё шире и шире. Давайте попробуем перепрыгнуть через речку - там, где она не очень широкая.

Игра «Листик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листик рос на ветке клёна,

Был большим он и зелёным.

(Поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы.)

Ветку ветерок качал.

(Машем руками перед собой.)

Листик солнышко встречал.

(Поднимаем руки вверх, машем кистями.)

А потом он пожелтел,

Покружиться захотел.

(Кружимся на месте.)

Покружился, покружился

И на землю опустился.

(Кружимся и приседаем.)

Скоро мы гулять пойдём.

(Идём на месте.)

Жёлтый листик мы найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Не наступи на листья»

Воспитатель раскладывает на полу листья, вырезанные из цветной бумаги. Дети должны пройти по этому месту так, чтобы не наступить ни на один листик. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить.

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся отгадать, кто это говорит, рассказывает.

Вот в траве мои детишки,

Жёлтенькие шалунишки.

Всех детишек я найду,

Поведу потом к пруду.

Их я плавать научу.

Часто им «кря-кря» кричу. (Утка.)

За деревней течёт речка,

Есть хорошее местечко.

Я хожу туда купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Непослушный мой ребёнок

Убегает на лужок.

Там пасётся жеребёнок,

Маленький его дружок.

Говорю сыночку: «Му!

Знаю, скучно одному». (Корова.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных домашних животных. Дети должны изобразить, как двигается животное, какие звуки издаёт. Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Игра «Урожай»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Мы копали, мы копали -

Вот так, вот так.

Вместе овощи сажали -

Вот так, вот так.

Поливали, поливали -

Вот так, вот так.

Сорняки мы вырывали -

Вот так, вот так.

Помидоры собирали -

Вот так, вот так.

Их потом в корзинку клали

Вот так, вот так.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия разных овощей и фруктов, а также несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ или фрукт), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Игра «Яблонька»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Мы посадили в землю семечко.

(Приседаем.)

Потом мы полили его.

(Трясём ручками.)

Из земли показался росточек.

(Встаём и стоим прямо.)

Выросли ветки.

(Поднимаем руки вверх.)

На ветках появились листики.

(Трясём кистями рук.)

Потом созрели тяжёлые яблоки,

И ветки согнулись.

(Опускаем руки вниз.)

Подул ветер, яблонька закачалась.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Яблоки упали на землю,

И ветки распрямились.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Найди яблоко»

Воспитатель показывает детям несколько перевёрнутых ведёрок. Дети должны угадать, под каким из них лежит яблоко (мячик). Они по очереди предлагают варианты. Выиграет тот, кто правильно укажет ведёрко. Затем дети отворачиваются. Воспитатель перепрятывает мячик, и игра продолжается.

Игра «Едем по дороге»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сели мы в машину,

Налили бензину.

(Делаем такие движения, как будто крутим руль.)

Би-би-би, би-би-би!

Налили бензину.

Едем, едем мы вперёд.

Вправо, влево поворот.

(Поворачиваемся в стороны.)

Би-би-би, би-би-би!

Вправо, влево поворот.

По дороге чистой

Едем, едем быстро.

(Идём на месте, ускоряем шаг.)

Би-би-би, би-би-би!

Едем, едем быстро.

Вот последний поворот.

Остановка - у ворот.

(Замедляем шаг и останавливаемся.)

Би-би-би, би-би-би!

Всё, приехали мы. Стоп!

Игра «Светофор»

Воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он нужен на дороге, а затем объясняет правила игры. Когда будет зелёный свет (показан кружок из зелёного картона), машинки едут (дети ходят по комнате). Когда жёлтый - останавливаются, а когда красный - стоят.

Игра «Подсолнухи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

В огород мы все пришли.

(Идём на месте.)

Посадили семечки.

(Показываем, как сажаем.)

Чтоб скорее проросли,

Их польём из леечки.

(Показываем, как поливаем.)

Вскоре появились

Зелёные росточки.

(Приседаем и встаём.)

Быстро стали подрастать,

Выросли листочки.

(Вытягиваем руки вперёд, растопыриваем пальчики.)

Стебли разогнулись

И стоят на солнышке.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

К небу потянулись

Жёлтые подсолнушки.

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Очень-очень много в них

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Пальчиковая игра «Орешки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем орешки.

Посмотрите! Наши белки

Не хотят играть в горелки.

Раз - орешек за пеньком,

Два - орешек под кустом.

Три - орешек рядом с кочкой,

А четыре - под цветочком.

Пять - орех растёт на ветке.

Шесть - у белки, у соседки.

Семь - под ёлкой, ну а восемь

У сороки мы попросим.

Девять - мы найдём в дупле,

Десять - рядом на стволе!

Игра «Попади в дупло»

Для игры нужны небольшой мяч и корзина (тазик). Дети - белочки. Воспитатель предлагает детям забросить орех в дупло, то есть мяч в корзину. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит мяч с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра «Грибок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождик плакал, плакал -

Целый день он капал.

(Трясём кистями рук.)

Дождик всё в лесу полил

И листочки все помыл.

(Трём ладошкой о ладошку.)

На полянке жил грибок -

Не велик и не высок.

(Приседаем.)

Его дождик поливал,

И он быстро подрастал.

(Встаём.)

Рос грибок, тянулся -

Ёлочки коснулся.

(Поднимаем руки вверх.)

Погулять мы в лес пойдём

(Идём на месте.)

И грибочек тот найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Собираем грибы»

Воспитатель прячет в комнате грибы, вырезанные из картона. Дети должны их отыскать. Тот, кто найдёт грибов больше других, станет победителем

Пальчиковая игра «Заячья семья»

Слушаем сказку и выполняем движения руками.

Жил-был маленький зайчик.

(Сгибаем пальцы в кулачок, затем указательный и средний разгибаем.)

У него была мама-зайчиха.

(Руку поднимаем повыше.)

А ещё был большой папа-заяц.

(Поднимаем руку вверх.)

Пошли зайцы гулять

И вдруг увидели волка.

А волк зарычал: р-р-р!

(Показываем «когти».)

Зайцы быстро побежали домой.

(Стучим ладошками по коленочкам.)

Прыгали по кочкам, по камушкам.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Бежали потраве, по песочку.

(Трём ладошкой о ладошку.)

Добежали до дома и спрятались.

(Прячем ручки под мышки.)

Игра «Лесные жители»

Воспитатель спрашивает детей: «Кто живёт в лесу?» Дети поочерёдно называют животных. Когда какое-то животное названо, воспитатель предлагает всем детям изобразить его. Дети изображают - по желанию и по очереди (как двигается животное, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем. Затем игра продолжается: дети называют и изображают ещё какое-то животное.

Игра «Тучка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Тучка по небу плывёт.

(Руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)

Тучка дождик нам несёт.

(Держим руки вверху, машем кистями.)

Тучка солнце спрячет,

А потом заплачет.

(Держим руки перед собой, трясём кистями рук.)

Мы поднимем ручку

И прогоним тучку.

(Прогоняем: машем рукой.)

Тучка, скройся за горой!

Тучка, солнце нам открой!

(Выставляем обе руки вперёд и разводим их в стороны.)

Игра «Зонтик»

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: «Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик». Дети играют. Воспитатель говорит: «Дождик начался!» Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов «Кончился дождик!» дети продолжают резвиться.

Игра «Дождик»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра «Собираемся гулять»

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть сапожки, надеть плащ, застегнуть пуговицы, завязать пояс, надеть шапочку, надеть капюшон; когда пришли с прогулки - снять капюшон, снять шапочку развязать пояс, расстегнуть пуговицы, снять плащ, снять сапожки. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.

Осенью на улице холодно и дождливо. Нужно надевать тёплую одежду. А когда идёт дождь, нужна непромокаемая одежда. Тогда мы и не замёрзнем, и не промокнем.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птицы к югу полетели -

(Разводим руки в стороны, машем ими.)

Выше дуба, выше ели.

(Поднимаем руки вверх.)

Крылья вверх, крылья вниз -

Ещё выше поднялись.

(Тянем руки вверх.)

Птицы крыльями махали

(Машем руками.)

День и ночь, потом устали.

(Опускаем руки вниз.)

Птицы низко покружились

И на землю опустились.

(Приседаем.)

Нужно птицам отдохнуть.

Завтра снова в дальний путь!

(Кладём руки на коленочки, опускаем голову.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель объясняет детям, что птицы летят на юг только днём, а ночью они отдыхают на земле. Когда воспитатель произносит слово «день», дети, изображая птиц, бегают по комнате и машут руками, словно крыльями. После слова «ночь» они должны присесть.

Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.